41pro.ru

Уроки и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коклюшки мастер класс для начинающих

Коклюшки мастер класс для начинающих

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

Кружевоплетение на коклюшках – это изысканный и самобытный вид прикладного искусства. Как в музыке из семи нот создаётся удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве из небольшого набора плетёных элементов создаются изделия, поражающие нас красотой, изяществом и бесконечностью узоров.
При создании кружева используется всего один материал – гибкие тонкие нити (льняные, хлопковые, шёлковые или металлизированные), переплетение которых образует узорное полотно (мерное или штучное).
Мерное кружево плетётся в длину и измеряется в метрах. Оно служит для отделки и может быть узким (1-3 см), средним (3-6 см) и широким (6-12 см). Кружево с обоими ровными краями называют «прошва»; с одним ровным краем, а другим фестончатым – «край» или «краюшка»; с двумя фестончатыми краями – «аграмант».
Штучные кружева – это законченные изделия (воротники, салфетки, накидки, скатерти).
Кружево выплетается при помощи коклюшек – деревянных палочек с шейкой, на которую наматывается пряжа. Нить наматывается на пару коклюшек и закрепляется булавкой на валике-подушке. Для получения узора пары коклюшек перекладываются, перекрещиваются, соединяются и разъединяются, переплетая тем самым идущие с них нити в соответствии с рисунком. Такой рисунок, сделанный на бумаге, называется «сколок» – он предварительно накалывается на валик, где ведётся плетение.
В плетении на коклюшках различается всего несколько элементов: плетешок, полотнянка, сетка и насновка, но благодаря своей гибкости и подвижности они позволяют выполнять самые разные мотивы и формы – от строго геометрических, до художественно-изобразительных.

Материалы и инструменты.

Основные приспособления для плетения кружев – это валик и коклюшки. Также потребуются подставка для валика, портновские булавки-гвоздики, колотельная игла или тонкое шило, вязальный крючок № 0,5.
Коклюшки – деревянные палочки с головкой на одном конце. Под головкой находится шейка, на которую наматывается нить. Они могут быть разной формы (рис. 1) и заказать их изготовление можно в мастерских, где работают с деревом.
Если у вас нет возможности приобрести коклюшки, то их можно сделать в домашних условиях. Для этого потребуются ровные (без сучков) ветки ореха, клёна или липы толщиной 10-15 мм. Ветки нарезать на палочки длиной 17 см и прокипятить в течение 4-х часов в растворе соли (3 ст. ложки на 1 литр воды). После того как вода остынет, нужно вынуть палочки и очистить их от коры. На подготовленных таким образом палочках острым ножом вырезать шейку, а головку слегка закруглить (рис. 2). Всю коклюшку тщательно отшлифовать, чтобы нить свободно двигалась, не цепляясь за «заусенцы».
При плетении кружева коклюшки используют только парами, поэтому число их при работе всегда будет чётным: 4, 6, 8 и т. д.
Валик представляет собой туго набитую подушку цилиндрической формы. Для его изготовления нужно взять кусок плотного материала размером 50х70 см. Короткие стороны прямоугольника сострочить, а длинные стороны подогнуть на ширину 2-3 см и прострочить. В полученные кулиски вдеть шнурки, с одной стороны шнурок затянуть и положить на образовавшееся отверстие картонный кружок диаметром 20 см для придания подушке формы валика. Затем плотно набить подушку сеном или опилками, накрыть вторым картонным кружком, затянуть шнурок и крепко завязать его. Валик должен быть очень тугим – булавка, воткнутая в него, должна быть абсолютно неподвижна.
Подставка для валика обеспечивает устойчивость подушки во время работы. Её можно выпилить из фанеры с выемками на 2 см меньше диаметра валика (рис. 3) или приспособить плотную картонную коробку из-под обуви.
Колотельная игла нужна для прокалывания «сколка», на котором ведётся работа – в полученные отверстия затем вставляются булавки, фиксирующие плетение. Для изготовления колотельной иглы в деревянную круглую палочку тупым концом вставить швейную иглу.
Крючок используется для сцепления отдельных элементов кружева во время плетения.

Кружево плетётся по определённому техническому рисунку, который называется «сколок». Он наносится на плотную бумагу или кальку в виде точек (обозначающих места втыкания булавок) и прорисованных линий узора.
Для укрепления сколка к валику предварительно прикалывается картон соответствующего размера (рис. 4). Чтобы картон не «ёрзал», булавкой нужно подхватить сначала немного ткани, а затем горизонтально воткнуть булавку в уголок картона (с каждой из 4-х сторон).
Затем на валик с картоном булавками закрепить сколок, вкалывая их по самую шляпку, и колотельной иглой проколоть все точки по рисунку.

Намотка ниток на коклюшки.

Нитки наматываются на коклюшки попарно: сначала на одну, а затем – без отрыва нити – на другую. Для этого сначала намотать кончик нити на шейку коклюшки и, держа нить в левой руке, а коклюшку – в правой, вращать коклюшку большим и указательным пальцем к себе (справа налево), начиная снизу шейки и продвигаясь вверх. Наматывать нужно как можно ровнее и туже. С окончанием намотки нитка должна находиться всегда в верхней части шейки, т. е. у головки.
Намотав 5-6 метров, нить оборвать и закрепить петлёй (фото 1-4). Переложить эту коклюшку в левую руку, а в правую взять пустую. Закрепить на коклюшке кончик нити и таким же образом намотать на шейку нить, сматывая её с левой коклюшки, пока на обеих не окажется примерно одинаковое количество нити. На правой коклюшке нить также закрепить петлёй (фото 1-4).

Выполнение закрепительной петли (фото 1-4).

Это специальная петля, которая фиксирует намотку и обеспечивает свободную подачу нити во время работы.
1. Держа коклюшку в правой руке, указательным пальцем левой натянуть нить.
2-4. Завести коклюшку под нить и, просунув головку сверху в образовавшуюся петлю, затянуть её.
Петли для каждой коклюшки должны иметь одинаковую длину (около 15 см) – коклюшки не должны свисать ниже валика (или поверхности, на которой он расположен).

Основные приемы плетения.

В работе одновременно участвуют 2 пары коклюшек – одна пара в правой руке, другая – в левой (коклюшки надо держать за нижнюю часть, не касаясь пальцами шейки).
Узор плетения получается при переборе – перекладывании в определённом порядке нитей в каждой паре (что называется «перевить») и нитей 2-х пар (что называется «сплести»). Каждый приём выполняется двумя руками одновременно.
«Перевить» – значит перекинуть правую коклюшку и её нить через левую коклюшку и её нить (справа налево) одновременно в обеих руках (рис. 5, фото 5-6). Это делается с помощью больших пальцев. В зависимости от рисунка кружева перевив может делаться от 1 до 3-х раз.
«Сплести» – значит перекинуть левую нить одной пары коклюшек через правую нить второй пары, т. е. 2 средние коклюшки поменять местами, но обязательно правую под левую, а не наоборот (рис. 6, фото 7).

Основные элементы коклюшечного кружева. Плетешок.

Плетешок – это туго сплетённый двумя парами коклюшек шнурок.

Цифровую версию (PDF-формат) журнала «Ксюша. Умелые ручки №2013-01» с полным описанием ЭТОГО МАТЕРИАЛА и еще много подробных инструкций, мастер-классов по различным техникам рукоделия можно скачать онлайн здесь …->

Сам себе мастер

Поделилась — Аделаиды Рожковой .

Главным инструментом для плетения кружев являются подушка-валик, образец кружевного рисунка – сколок, коклюшки, с намотанными на них нитками, и булавки.

П О Д У Ш К А

Подушка-валик является самым необходимым приспособлением для плетения кружев.

Величина и форма подушки зависит всецело от вида и величины выполняемого кружева. Подушка может изготавливаться из различного материала. По внешнему виду подушка для плетения кружев напоминает валик, который покрыт двумя чехлами.

Внутренний чехол выполняется из более плотной ткани (лен, сатин, тик для пера, бортовка). Величина этого чехла определяется величиной подушки. Для наиболее часто применяемого плетения кружев достаточна подушка среднего размера.

Можно приготовить подушку и несколько более простым способом. Для этого в зависимости от размеров предполагаемой подушки выбирается плотный центр. Это может быть обычная стеклянная банка различной емкости или пластиковый баллон. Для первоначального освоения достаточно взять банку 1-2 литра. Для укрепления и придания плотности пластиковому баллону их берется два, срезаются горлышки. Они вставляются один в другой, и получается «овальчик». Для подушки среднего диаметра берется банка емкостью 5 литров. Банка оборачивается поролоном (для кружевоплетения берется более плотный поролон). Ближе к центру можно использовать более мягкий поролон или его остатки. Можно центр обернуть тканью, ветошью, но обязательно покрыть сверху поролоном. Это делается потому, что ткани, ветошь и вата булавок не держат. Величина наматываемого поролона определяется булавкой, которая при вкалывании в подушку не должна касаться твердого центра, что примерно составляет 8-10 см от твердого центра подушки. Для уплотнения поролона желательно стянуть его дополнительно несколькими турами плотной ткани. Затем по величине получившейся подушки сшить плотную наволочку, как описано выше.

После натягивания наволочки на подушку ткань, стягивающая поролон, аккуратно сматывается и удаляется, при этом поролон расправляется. Края подушки оформляются так же как при заполнении опилками. Верхняя подушка (наволочка) с незначительным припуском (0,5 – 1 см) шире нижней.

Можно выполнить подушку из опилок. Во внутрь чехла кладется картонный кружок. Ставим в центр чехла плотную сердцевину (овальчик из пластиковых баллонов, стеклянную банку и т.д.) Пространство между плотным центром и чехлом засыпать опилками, сенной трухой. Не досыпая 3-4 см до края чехла, кладем второй картонный круг и затягиваем шнурком чехол. Подушка готова.

П О Д С Т А В К А под ПОДУШКУ, ВАЛИК

Чтобы подушка была более устойчивой, её кладут на подставку, состоящую из двух рам, по внешнему виду напоминающих «козла», скрепленных посередине ботами. На верхнюю часть этой подставки кладется полотно. Подставка должна быть такого размера, чтобы можно было работать сидя. Средние размеры: высота подставки — 75 см, ширина – 40 см.

Вместо неё можно использовать решето, корзиночку, в которые вкладывается валик. Можно также подушку положить внутрь посылочного ящика, соответствующего размерам подушки. Можно также применить кусок поролона небольшой величины, свернув его края в трубочки.

К О К Л Ю Ш К И

Одним из главных приспособлений при плетении кружев является коклюшка – деревянная палочка с шейкой, на которую наматывается нить.

Коклюшки могут быть изготовлены не только из дерева, но и из пластмасс, слоновой кости. Коклюшки могут быть точеные, но их также можно легко изготовить при помощи перочинного ножа. Деревянные коклюшки выполняются из сухих кленовых, березовых, еловых и липовых веток. Можно ошкурить весенние ветки ивы. Величина и форма коклюшек зависит от нитей, которые применяются при плетении – при использовании толстых нитей – коклюшки массивные, с большой головкой и несколько увеличенной шейкой для большого наматывания нитей. При использовании тонких нитей коклюшки изящные, тоньше. Для изготовления коклюшек среднего размера берется кусочек дерева длиной 17,5 – 18 см, в диаметре до 1,5 см. С одной стороны приблизительно на 0,5 см от края сделать надрез и от него через 4,5 см сделать второй надрез. Эту часть дерева между надрезами снимаем так, что создается шейка коклюшки для наматывания нитей. Получившуюся коклюшку в грубом виде следует ошкурить наждачной бумагой, закруглить верхнюю и нижнюю часть коклюшки.

Читать еще:  Фотография мастер класс

Не рекомендуется покрывать коклюшки лаком т.к. при этом они быстрее загрязняются в работе, потеют в руках, а следовательно, загрязняются и нити, находящиеся на них. Рекомендуется чаще мыть коклюшки. А чтобы они не растрескивались и не раскалывались, сохраняли свою форму, рекомендуется прогрунтоватьих.

Можно прогрунтовать их кипячением в кипящем растительном масле, олифе до приятного бежевого оттенка. Просушить не менее трех недель, а затем тщательно вымыть с содой и мылом несколько раз для снятия остатков масла.

Б У Л А В К И

Для закрепления работы на подушке – валике требуются булавки. Обычно применяются так называемые декоративные булавки с пластмассовой головкой. Можно использовать и канцелярские булавки с круглой головкой и петлей. Но при пользовании канцелярской булавкой необходимо залить эту петлю клеем «момент» или эпоксидной смолой, чтобы при плетении нити не зацеплялись за эту петлю.

При выполнении кружев толстыми нитями применяются большие декоративные булавки, длиной до 5 см с крупной пластмассовой головкой. Для начала требуется небольшое количество булавок – около сотни. При плетении сложных и больших узоров их число больше.

Лучшими в пользовании являются латунные булавки с круглой головкой, т.к. их ржавчина зеленого цвета легко моется, не оставляя следов на изделии.

Вновь купленные булавки рекомендуется очистить от технических загрязнений промыванием в бензине, эфире, спирте. Затем следует их просушить. Сухие булавки нужно очистить прокалыванием через резинку – ластик, используемую при стирании карандашных записей с бумаги. Надо помнить, что при работе потными, мокрыми руками металлические булавки ржавеют, и впоследствии ржавчина может проявиться на кружеве.

В Я З А Л Ь Н Ы Й К Р Ю Ч О К

При работе парносцепной техникой плетения применяется вязальный крючок, величина головки которого определяется величиной применяемых при плетении ниток и булавок. При плетении чаще всего применяется крючок «0» размера. Номер крючка определяется по его головке (бородке), размера углублений в рабочей части крючка.

Вязальный крючок можно будет изготовить и самому. Для этого берется соответствующей толщины швейная игла. Острый конец её несколько уплощается и затем надфилем делается зазор с этого конца. Острый конец закругляется, затачивается. Для хорошего удержания нитей необходимо по краю зазора выточить и боковые канавки. При их отсутствии нить соскальзывает с крючка во время работы. Тупой конец иглы разогревается, как при изготовлении иглы для накола, вставляется в нагретом состоянии в пластмассовый стержень. Для зашивки – окончания работы удобно применять петлевой крючок, который служит для поднятия петель капроновых чулок.

С К О Л О К

Сколок – это технический рабочий рисунок кружева на бумаге или картоне. Узор на сколке наколот или напечатан точками (при массовом изготовлении сколков) на плотной и достаточно эластичной бумаге. Точки обозначают места, куда должны втыкаться булавки для образования кружевного узора. Вначале сколка узор кружева прорисовывается тушью или чернилами. Карандаш для этой работы не годится, так как он стирается, делает работу грязноватой. В дальнейшем плетея руководствуется только одними точками накола или наколами, как их называют. Для облегчения зрительной работы рекомендуется картон или бумагу для сколков брать голубого или зеленого цветов.

Сколок служит как бы канвой для плетения кружева. Для получения запасного сколка при плетении под сколок подкладывают такую же бумагу и в процессе работы, прокалывая оба слоя, получают второй сколок. Обрисовку надо проводить тонкими линиями. Надо помнить, что наиболее важными являются точки накола, а по ним уже можно прорисовать рисунок кружева. При изготовлении кружевного сколка требуется большая точность и аккуратность. От того, как он выполнен, во многом будет зависеть качество кружева. Обычно бумажного сколка кружева хватает не более трех раз.

Чтобы увеличить срок службы кружевного сколка, сохранить сколок (при натягивании ниток он прорывается), под сколок подкладывается мягкая толстая бумага или картон. Увеличить срок службы сколка можно покрытием его прозрачным полиэтиленом, клеенкой — что одновременно предохранить и от загрязнения кружев от чернил, туши и т.д., которым обрисован узор кружева на сколке.

После неоднократного использования сколка его можно «подновить», восстановить следующим образом. Старый сколок подложить на ровную поверхность изнаночной стороной вверх. Намазать её горячей отварной картошкой и сразу приложить газету. Сколок может послужить еще.

В современное время. В пору широкого распространения, ксерокса и компьютера можно получить сколок копированием или ксерокопированием с книги. Все наши сколки даны в масштабе миллиметровки 1 к 1. Конкретно указаны при выполнении сколка его масштаб, точки накола — можно перекопировать сколки непосредственно с книги, делая поправку на масштаб сколка (изделия). Еще проще — можно выполнить ксерокопирование или через компьютер — непосредственно кружево и выполнять по этому сколку.

НИТКИ

Для кружевоплетения используются хлопчатобумажные, шелковые ( натуральные или искусственные), льняные или шерстяные, капроновые или смешанные нитки.

Нитки, поступающие в продажу, имеют различную упаковку: катушки, клубки, бумажные и пластмассовые патроны-трубки. На каждой катушке, мотке, бобине, конусе, муфте есть этикетка, на которой указаны толщина ниток (её номер),длина ниток в данном мотке, катушке, бобине, число сложений, ГОСТ и фабрика – изготовитель.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Плетение на коклюшках кружева, схемы для начинающих

Плетение кружева — древний и востребованный вид рукоделия. До сих пор неизвестно, где и когда оно появилось. Самые древние ажурные ткани были найдены при раскопках захоронений Египта. Считается, что это искусство попало в Европу с Ближнего Востока и развивалось в разных направлениях. Сейчас наиболее известны кружева в технике плетения на коклюшках, фриволите, вязание.

История бобинного кружева

Родиной коклюшечного или, как его ещё называют, бобинного кружева, по праву считается историческая область Европы под названием Фландрия. Именно здесь в эпоху Возрождения появился этот вид ремесла и был доведён до совершенства. Географические открытия и налаживание торговых связей с далёкими и не очень странами разнообразили моду роскошными тканями и фасонами.

Кружевная отделка стоила неимоверно дорого, считалась признаком богатства и высокого социального положения. С её помощью любая одежда выглядела роскошно. Такие детали можно было отпороть и применить в другом туалете. Даже среди королевских особ кружево передавалось по наследству и считалось ценным свадебным подарком даже в XX веке.

Знаменитое подвенечное платье первой супруги принца Чарльза Дианы было украшено винтажным кружевом, полученным королевой Елизаветой II от её бабушки Марии Текской, жены короля Великобритании Георга V. О предшествующей судьбе этого произведения рукодельного искусства неизвестно.

Город Брюгге

Это старинный город находится в тихом уголке современной Бельгии. Раньше в здесь пересекались основные торговые пути, стекались и уходили караваны, связывавшие Европу, Азию, страны Востока и Африку. Коммерция шла настолько бойко, разнообразные ремесленные производства росли и ширились.

Здесь сформировалась и к середине XVIII века окончательно оформилась не только бобинная техника кружевоплетения, но и целая отрасль со своими школами, мастерскими и дистрибьюцией. Немалую роль она сыграла и в социальной сфере общества. В школы при монастырях на полный пансион принимали сирот, давая не только профессию, но и начальное образование.

Упадок произошёл в XIX веке в связи с бурным развитием капитализма и, как следствие, внедрением машинных способов производства в текстильной промышленности. Активное строительство железных дорог способствовало изменению логистики грузоперевозок, и Брюгге оказался на периферии торговых маршрутов. Цена на кружево упала.

Повороты судьбы

Все эти перипетии изменили не только подход к производству, но и структуру потребления. То, что раньше могли позволить себе только состоятельные граждане, стало доступно широким слоям населения. Это способствовало небывалому всплеску моды на кружевную отделку. Более того, появился спрос не только на готовые изделия, но и на обучение технике плетения.

Отношение к одежде и аксессуарам резко изменила Первая мировая война, ставшая катастрофой для всей Европы. Уровень жизни резко упал. Работающая женщина перестала быть исключением. Изысканные наряды сменились удобной и нетребовательной в уходе одеждой, а рукоделие ограничилось освоением самых простых приёмов.

Но брюггским мастерам удалось сохранить своё искусство. Этому способствовало бурное развитие туризма. Прекрасный старинный город, улочки которого сохранили вид и запах позднего Средневековья, как магнитом тянет путешественников со всего мира. Товары маленьких магазинчиков разлетаются как горячие пирожки. В них широко представлен текстиль с мелкой кружевной отделкой. Однако приобрести сложное изделие можно только по предварительному заказу и за внушительную сумму.

В городе работает профильный музей, в котором представлены прекрасные образцы, сколки для кружевоплетения на коклюшках, все схемы знаменитых узоров. Также проводятся ярмарки и мастер-классы вязания на коклюшках для начинающих.

Русский компонент

Производство бобинного кружева появилось в северо-западных регионах России на рубеже XVI — XVII веков. Этому способствовали торговые связи с Европой ещё со времён Ганзейского союза. Сохранившиеся образцы старинной женской одежды часто имеют кружевную отделку. Однако, в то время подобное ремесло не носило массового характера.

Как это могло быть, можно посмотреть в фильме «Россия молодая», где показано рабочее место жительницы Русского Севера по имени Таисия в исполнении Александры Яковлевой. Девушка считается хорошей мастерицей, успешно продаёт перекупщикам своё творчество и зарабатывает не хуже любого рыбака.

Этот вид рукоделия перестал быть точечным и перешёл в разряд промысла только в XIX веке. Тогда же сформировались известные до сих пор традиционные центры кружевоплетения в следующих городах:

Читать еще:  Мастер класс для дизайнеров интерьера

Центрами ремесла в те времена были мастерские при помещичьих усадьбах. Их продукция пользовалась огромным спросом в обеих столицах и других крупных городах. Крепостные мастерицы в основном копировали европейские плетёные узоры. После отмены крепостного права рукоделие широко распространилось среди крестьянского сословия и стало народным искусством.

В XVIII веке в Петербурге была создана Мариинская школа кружевниц, художницы которой много сделали для создания русского стиля. По имеющимся данным, с 1880 по 1912 год количество вязальщиц в Вологодской губернии с 4 000 увеличилось до 40 000. В советское время традиции были поддержаны и преумножены. Для рукодельниц открылись профессионально-технические училища, работавшие на базе производственно — художественных объединений.

Традиции не утеряны и живут до сих пор. В Вологде работает предприятие «Снежинка», а в 2010 году открылся музей. В нём представлены лучшие образцы старинного и современного бобинного кружева. Здесь можно увидеть скатерти и занавески, салфетки, тесьму и всевозможные предметы гардероба, сделанные руками местных мастериц. Неизменной популярностью пользуются экскурсии и уроки плетения кружева на коклюшках для начинающих.

Материалы для изготовления

Процесс плетения сложен, требует внимания, терпения и некоторых затрат на средства производства, которые можно приобрести в магазинах для рукодельниц. Перечень невелик:

  1. Сколок — технический рисунок с нанесёнными линиями узора, в точки пересечения которых втыкаются булавки.
  2. Портняжные булавки.
  3. Валик (бобина) — подушечка круглая, плоская или вытянутая в зависимости от традиции или формы изделия.
  4. Подставка под валик.
  5. Коклюшки — деревянные палочки в виде колышков, на которые наматываются нитки.
  6. Нитки.
  7. Крючок.

Благодаря множеству книг любой желающий может научиться плести кружево. Увлечение может стать не только приятным, но и полезным — этот вид рукоделия по-прежнему пользуется спросом и хорошо оплачивается. Интернет открывает доступ к секретам коклюшечного кружева, схемам и сколкам, раньше доступным только в крупных центрах производства.

Всемирная паутина открыла возможность виртуально посещать курсы плетения на коклюшках для начинающих и стать настоящим мастером не выходя из дома.

Плетение на коклюшках для начинающих: мастер-класс, схемы и рекомендации

Старинный вид народного искусства – плетение на коклюшках. В России не сразу это рукоделие называлось кружевом. Изначально это слово применялось к любой отделке, которой украшали изделие вокруг по краю. Плетение изделий на коклюшках было привезено в Россию из Европы в семнадцатом веке. Тогда и слово «кружево» закрепилось за изделиями, сплетёнными на коклюшках.

Виды кружевных изделий

Кружева могут быть или мерными, или штучными.

Первые из них измеряются в метрах. Они бывают узкими (1-3 см), средними (до 6 см), широкими (более 6 см). Кроме этого, мерное кружево различают по форме:

  1. Прошва имеет с обеих сторон узкий край.
  2. Аграмант с обоих краёв зубчатый.
  3. Край с одной стороны зубчатый, а с другой — ровный.

Штучное кружево представляет собой законченное, целое изделие: скатерть, занавесь, накидку, жакет, жилет, боа, шарф, воротник, манжеты, салфетку и т. п.

Техническое оснащение

Плетение на коклюшках начинается с подготовки инструментов и приспособлений. Их не так уж и много:

  1. Валик. Его можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять кусок плотной ткани. От размера куска будет зависеть, большой или маленький получится валик. Для начинающих самые удобные с размером 40 Х 60 или 60 Х 80 см. По длинным сторонам у него делается подшивка шириной 2 см. Короткие стороны сшиваются, и получается цилиндр. В подшивку с одной стороны продевается шнурок и затягивается. Далее валик набивается наполнителем. Это может быть поролон, сено, опилки. После чего его следует накрыть картонным кружком и затянуть вторую подшивку. Валик готов.
  2. Подставка. Она нужна для придания устойчивости валику. Её можно сделать из прямоугольного куска поролона. Две противоположные стороны следует скрутить и закрепить, чтобы в середине образовалась ложбинка, в которую можно будет уложить валик.
  3. Коклюшки для плетения кружева это деревянные палочки, у которых имеется «шейка» для намотки ниток.
  4. Булавки. Нужны для закрепления переплетённых нитей. Их должно быть много, не менее ста.
  5. Вязальный крючок. Используется для сцепления нитей.
  6. Сколок – рисунок, на котором точками показаны места, в которые вкалываются булавки.

Нити. Они могут быть разной толщины. Лучше всего использовать льняные или шёлковые, они дают минимальную усадку после стирки изделия. В период обучения можно использовать и хлопчатобумажные.

Намотка нитей на коклюшки

Терпение – вот чего требует плетение на коклюшках. Для начинающих самое первое действие — намотка нитей. Она и станет тренировкой этого качества характера.

Коклюшки используются в кружевоплетении только парами, одну нить наматывают на две коклюшки. Это делается так:

  • Нужно взять одну из коклюшек правой рукой, а нить — левой. Пальцем нужно прижать конец нитки к шейке коклюшки, а левой рукой сделать несколько оборотов вокруг нее, чтобы закрепить нить.
  • Когда она закреплена, вращают коклюшку, наматывая нить на шейку. Левой рукой необходимо ее придерживать, регулируя равномерность распределения по всей длине шейки коклюшки.
  • После того как намотано 2-3 метра, ее закрепляют петлей. Коклюшка после этого должна висеть на нитке и не разматываться.
  • Затем, не отрывая, отматывают от мотка ещё 2-3 м и лишь потом отрезают. Свободный конец наматывается на вторую коклюшку и тоже закрепляется петлей. При этом межу коклюшками должно остаться 20 см нити.

Замена нити в ходе плетения

Если при плетении кончается нитка, то нужно выполнить следующее:

  1. Размотать ее, освободив коклюшку, и оставить конец длиной 20 см.
  2. Накрутить на свободное место новую.
  3. Конец закрепить узлом на булавке, которую воткнуть выше места плетения на 5 см.
  4. Оставленный конец старой нитки соединить с новой. Двойную нить намотать на коклюшку и закрепить петлёй.
  5. Плетение продолжить двойной нитью.
  6. После того как новая нить достаточно закрепится, старую можно будет обрезать и плести дальше одной.

Плетение на коклюшках: обучение азам

При плетении в обеих руках находится по паре коклюшке. Все переплетения производятся двумя способами перемещения инструмента в руках:

  1. Перевить – значит поменять их местами в одной руке. Это делается большим пальцем так, чтобы правая коклюшка перекинулась через левую.
  2. Сплести – значит, переложить по одной коклюшке из руки в руку. При этом правая коклюшка из левой руки должна перекинуться через левую коклюшку в правой руке.

Плетение на коклюшках бывает трёх видов:

  1. Сплести в ползаплёта: перевить — сплести.
  2. Сплести в полный заплёт: перевить — сплести — перевить.
  3. Сплести полотнянкой: сплести — перевить — сплести.

Элементы кружевоплетения

Существует 4 главных элемента кружевоплетения: плетешок, полотнянка без перевива пар, полотнянка с перевивом всех пар и полотнянка с перевивом крайних пар.

Плетешок выполняется в ползаплёта (перевить — сплести), после каждого приёма нити утягиваются, для чего коклюшки разводятся в стороны.

Полотнянка без перевива пар плетётся на нескольких парах коклюшек. Тут нужен будет сколок. Для плетения изделий на нескольких парах он необходим. Ширина его составляет 12 мм, расстояние между точками – 6 мм. Взять нужно не менее 7 пар коклюшек.

Далее плетётся по инструкции:

  1. Над сколком устанавливается 6 булавок, на каждую навешивается пара коклюшек. Все они называются долевыми, во время плетения не меняют своего направления.
  2. Слева от первой пары навешивается ходовая пара. Она перемещается слева направо и справа налево.
  3. Плетение начинается с левой стороны. В левую руку берётся ходовая пара, а в правую — первая долевая пара. Пары сплетаются полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
  4. Ходовая пара по очереди переплетается с каждой долевой.
  5. В переплетение последней долевой и ходовой (между ними) ставят булавку. Заплетают её так: ходовую перевить один раз, долевую не перевивать, а сплести полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
  6. После этого ходовая пара перекладывается в правую руку, и плетение продолжается в левую сторону.

Полотнянка с перевивом всех пар делается по тому же сколку, что и полотнянка без перевива пар:

  1. В процессе работы ходовая пара сплетается в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
  2. Под переплетение ходовой пары с последней долевой ставится булавка. Заплетается в перевив: ходовую пару два раза перевить, долевую один раз перевить и сплести — перевить — сплести.

Полотнянка с перевивом крайних пар плетётся тоже по тому же сколку:

  1. Это плетение на коклюшках начинается, как и плетение полотнянки с перевивом всех пар.
  2. Вторую и последующие (до предпоследней) плетут, как полотнянку без перевива пар.
  3. Предпоследнюю долевую плетут в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
  4. Последнюю заплетают в перевив, как для полотнянки с перевивом всех пар.

Скань

Для скани применяется более толстая нить, чем при основном плетении. Для этого можно сложить имеющуюся в два раза. В середине между булавками с долевыми нитями втыкается булавка для навешивания коклюшек со сканью.

Плетение до коклюшки со сканью производится обычным способом:

  • Скань «верёвочка» получится, если ходовая будет пропущена между нитями скани таким образом, чтобы правая была над ходовой, а левая — под ней. Когда ходовая нить будет возвращаться с другой стороны, перевивают скань и пропускают ходовую: правая нить сверху, левая — под ходовой.
  • Скань «косичка» получится, если взять не одну, а две пары коклюшек. Ходовую пропускают в этом случае между двумя парами скани, при возврате ходовой нити скани перевивают не в одну сторону, а в разные.

Техника сцепного кружева

Сцепное плетение кружева на коклюшках для начинающих мастериц – это выполнение вилюшки. Так называется основной элемент названного кружева. Она плетётся полотнянкой, часто украшается сканью. А места стыковки здесь соединяют сцепы, которые выполняются вязальным крючком.

Плетение коклюшками: мастер-класс вилюшки

Штучные изделия часто выполняются из одной только вилюшки, которая образует разнообразные узоры. Овладение навыком её выплетания является основой обучения кружевоплетению.

  • Подготовливаем сколок для плетения на коклюшках.

  • Навешиваем коклюшки на булавки.

  1. Плетем простую полотнянку до поворота.

  • Поворот при этом начинают выполнять, оставляя ходовую пару, превращая крайнюю долевую в ходовую.
  • Возвращаясь, бывшая крайняя долевая проплетает бывшую ходовую и, в свою очередь, оставляется в покое, а старая ходовая отправляется переплетать долевые.
  • Попеременно крайняя долевая становится ходовой, пока не закончится поворот. В месте поворота булавки не втыкаются.

  • Сцепка выполняется на месте стыковки вилюшки после поворта. Для этого вынимают булавку, вязальный крючок вставляют в петельку сверху, зацепляют нитку и вытягивают её.
Читать еще:  Топиарий на кухню своими руками мастер

В образовавшуюся большую петлю продевают коклюшку, нитку затягивают. Плетение продолжается той ходовой парой, которая участвовала в сцепке.

  • Далее нужно плести по сколку.

Надеемся, пошаговая инструкция, предложенная в статье, поможет начинающим кружевницам сделать свои первые нарядные изделия.

Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева

Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!

Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.

Содержание:

История

Мотивы и символы

Инструменты и материалы

Разговор с мастерицей

Немного о процессе

История

Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.

Елецкое кружево

Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.

Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.

Вологодское кружево

Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.

История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.

В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.

Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».

Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.

Мотивы и символы

Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.

Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.

Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.

Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.

Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.

Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.

Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.

Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.

Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.

Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.

Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик

Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.

Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.

Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине, хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.

О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!

Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?

Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!

Как вы стали этим увлекаться?

Заниматься начала еще в школе. У нас был один день в неделю УПК (учебно-производственный комбинат). Каждый ученик должен быть выбрать специальность. В 8-ом классе я с подругой выбрала профессию продавца, но сразу поняла, что это совершенно не мое. А в середине года изменить выбор специальности нельзя. А в начале 9-го класса я выбрала профессию кружевницы. И, обучаясь, не только догнала тех, кто отучились год, но и перегнала. Преподаватель Валентина Ивановна говорила, что ждёт меня после школы на свое место.

В чем главное преимущество этого вида рукоделия?

Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.

Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?

На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.

Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?

Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.

Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?

Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…

Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?

Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.

Немного о процессе

Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector