41pro.ru

Уроки и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Техника актерского мастерства

Актерское мастерство

Мы легко воспринимаем такие понятия, как мастерство игры на фортепиано или мастерство рисунка. Для нас эти понятия вполне осязаемы, так как имеют технику. Техника игры на рояле и техника рисунка суть результат тренировки определенных навыков, но мастерство актера для непосвященного человека — понятие, которое не для всякого ясно.

Актерское мастерство непрофессионал не может оценить по той причине, что он не может зримо ощутить технику актера.

Если технику рисунка можно увидеть, посмотрев на рисунок, если технику пианиста можно оценить по его пианистическим навыкам, то актера, который является одновременно и творцом роли и инструментом воплощения ее, сложно оценить. Вдумайтесь: глядя на актера, на исполнение роли, можем ли мы легко отделить его личность, его обаяние и талант от техники исполнения? Пианист и художник в этом смысле менее защищены от критики, чем актер. И это часто вредит последнему.

Однако, техника актерского мастерства, безусловно, существует, она давно разработана и продолжает совершенствоваться в театральных институтах и на театральных курсах мира, несмотря на то, что и сегодня можно часто услышать, что все дело в таланте, и что, если человек талантлив, то он и так все сыграет, не тратя времени на изучение техники актерского искусства. Если провести аналогию с теми же пианистом и художником, то фраза этих «скептиков» звучала бы следующим образом: «Если пианист (художник) талантлив, то играть гаммы (рисовать натюрморты) ему ни к чему. Талант все сделает за него». Не правда ли, звучит несколько абсурдно?

Есть и другой взгляд на актерское мастерство, который заключается в том, что необходимая техника – это суть штампы актерского ремесла, театральные (или «киношные») актерские приемы, закрепленные годами повторений. Они-то и называются в этой среде актерским мастерством. Такое отношение к делу существовало (и вполне официально, на уровне преподавания) в русском театре19 столетия, такое мнение нередко встречается и сегодня в среде актеров. В результате такого понимания актерского мастерства, зрителю приходится наблюдать подчас удивительные вещи в театре и кино.

Например, актер, считая, что самое главное проявление темперамента – это крик, кричит текст своей роли на протяжении всего спектакля, а часто можно увидеть на сцене московских театров постановки, в которых все актеры кричат, закатывают глаза и «играют» любовь. Многие из участников этих спектаклей искренне полагают, что они «выкладываются» и играют по «системе». Под «системой», естественно, подразумевается «метод Станиславского».

Мы осознанно затронули такой вопрос, как «система Станиславского», так как считаем его очень важным для раскрытия темы статьи.

Чтобы понять это, давайте разберемся в основных ее свойствах и составляющих ее элементах. Первое, что нужно сказать, это то, что «система» является основой современной теории актерского творчества. Актерское мастерство рассмотрено в ней с точки зрения психо-физической техники и имеет неразрывную связь с традицией художественного реализма в искусстве.

Возвращаясь к началу статьи, стоит отметить, что сам К. С. Станиславский утверждал, что его «система» для талантливых людей. То есть никакого противопоставления техники и таланта в его понимании не существовало. «Система» для актеров является тем же, чем для музыкантов является «Хорошо темперированный клавир» И. Баха, а для художников – классическая итальянская школа рисунка.

Актерское мастерство в понимании Станиславского и его последователей – это навыки в ряде сегментов актерского творчества, которые в первый раз были описаны Константином Сергеевичем в его книге «Работа актера над собой». С тех пор прошло много времени, и копилка знаний в области актерского творчества пополнилась новыми открытиями, граничащими с психологией и физиологией, однако сама основа, сам каркас «системы» актуален по сегодняшний день.

Часто последователи Станиславского отрицали какие-то положения его «системы», но это отрицание по отношению к его открытиям носит тот же характер, что и отрицание Энштейном правдоподобия закона Ньютона в области физики.

Другими словами, подобно тому, как, основываясь на теории Ньютона, Энштейн создал теорию, противоречащую теории Ньютона, так и некоторые великие последователи Станиславского, опираясь на его открытия в области актерского творчества, пришли к отрицанию некоторых положений «системы». Впрочем, сам автор в течение всей своей жизни столько раз ее перерабатывал, что считать ее догмой было бы большой ошибкой для нас.

Итак, давайте рассмотрим базовые сегменты, или, как их называл сам Станиславский, элементы актерского творчества. Вся система лежит на тех «трех китах», о которых пойдет речь ниже.

Актерское мастерство начинается с творческой воли

Творческая воля человека – это мощный толкач для развития актера. Как в геометрии есть аксиомы — начальные точки — и теоремы, доказываемые с помощью аксиом, так и в актерском творчестве есть начальная точка, необходимость применения которой нужно принять на веру. Этой точкой и является творческая воля.

Следующий элемент, тесно связанный по своей природе с творческой волей – это сценическое внимание.

Сцена – это серьезнейшее испытание для любого человека. Удержать свое внимание на чем бы то ни было, кроме зала очень сложно. С помощью творческой воли необходимо приучить себя к тому, чтобы мочь управлять своим вниманием. Концентрация – это полное сосредоточение мыслей и действий человека на определенном внутреннем или внешнем объекте. Обучение актерскому искусству предполагает постоянную тренировку внимания посредством специальных упражнений, направленных на развитие этого навыка. Важным дополнением к данной теме будет тот факт, что внимание и увлеченность так же родственно близки, как творческая воля и внимание. А увлеченность – это то, что позволяет артисту «вести» за собой аудиторию.

Следующий элемент «системы» — воображение

Воображение – мощный возбудитель творческой энергии человека. Не было бы у нас такой психологической особенности, как способность к воображению, в истории человечества не было бы ни одного научного открытия, ни одного художественного произведения и ни одного дерзкого путешествия. Наша способность представлять что-то, выходящее за рамки обыденности, отличает нас от животных, и актерское мастерство недостижимо, если актер не тренирует свое воображение.

Как ни странно, именно этим трем элементам в процессе ежедневной работы профессиональные актеры уделяют меньше всего времени. А между тем, это те «три кита», без которых говорить о задаче и сверхзадаче, об оценках и сквозном действии, о подтекстах и перспективе роли, не имеет смысла. профессионализм в области актерского творчества приобретается в течение всей жизни, в ежедневном тренинге и анализе.

Подобно тому, как артист балета или спортсмен должен ежедневно выполнять определенную программу тренировок для того, чтобы мочь полноценно функционировать, так и актер должен каждый день тренировать свою творческую волю, внимание и воображение.

Все написанное выше — скорее для профессионалов в области театра, чем для людей иных профессий.

В то же время, актерское мастерство для взрослых людей может быть полезным источником новых знаний. Актерское мастерство в Москве преподают на множестве курсов, адаптированных под нужды широкого круга участников. Если вам необходимо улучшить свои коммуникативные навыки, то, безусловно, актерские технологии — это то, изучению чего стоит посвятить некоторое время своей жизни. Правда, в данном случае мы бы посоветовали тщательнее выбирать курсы. Для начала нужно понять, зачем вам нужно (и нужно ли вообще) обучение актерскому мастерству.

Наш проект концентрируется на применении актерских методик в деловой сфере и в быту. При этом мы тщательно выбираем те темы, где актерские технологии действительно могут помочь добиться серьезных результатов. Это, в первую очередь, все бизнес-процессы, в которых главную роль играют межличностные коммуникации.

Переговоры, презентации, продажи, публичные выступления – вот тот спектр применения актерских технологий, в котором действительно полезны данные навыки. И если вы заинтересованы в том, чтобы научиться использовать актерскую технику в бизнесе или быту, то вам необходимо тщательным образом изучить программы курсов, которые вы собираетесь посетить. Надеемся, что данная статья поможет вам выбрать приемлемый вариант обучения.

Читать еще:  Кирилл батура флорист мастер класс

5 YouTube-каналов для тех, кто хочет стать актером

Мир театральной сцены и кино завораживает, когда мы смотрим на него со зрительского места. Он кажется нам волшебным проводником в параллельную Вселенную, где каждый может творить реальность по своему усмотрению. Где оживают и воплощаются наши самые затаенные желания. Но самой, пожалуй, привлекательной и манящей, если говорить об актерской профессии, является возможность прожить не одну, а множество жизней в различных ипостасях. Именно это чаще всего и становится первым манком, который заставляет задуматься о том, чтобы стать актером. Сделать это не так уж и просто. Однако сейчас профильное высшее образование не всегда является обязательным условием построения успешной карьеры в кино, хотя и весьма желательным. Первостепенно важно, разумеется, актерское мастерство.

Помимо университетов культуры, существует множество вариантов познакомиться с актерским мастерством в практическом смысле. Это и различные киношколы, и курсы актерского мастерства и даже обучающие онлайн-программы. Они будут весьма полезны тем, кто хочет разобраться в предмете изучения подробнее. Там вы сможете найти полезные советы, получите представление, какими навыками нужно обладать, чтобы работать на театральной сцене или в кино. А также что делать, чтобы поступить в среднее специальное или высшее учебное заведение. Мы предлагаем вам несколько YouTube-каналов на эту тему.

1. VideoForMe

Этот канал содержит весьма разнонаправленный контент, который будет полезен в повышении уровня знаний в различных областях творческих профессий. В списке обучающих видео вы найдете следующие курсы: актерское мастерство, грим, дизайн, телевидение и др. Курсы ведутся мастерами своего дела в доступной и понятной форме, что позволяет пошагово осваивать материал по принципу от простого к сложному. Вы познакомитесь с азами профессии. А также, помимо теории, вам предложат выполнить практические упражнения с конкретными примерами.

2. Киношкола RemarkaFilm

Контент данного канала освещает деятельность одесской киношколы с одноименным названием. Он будет весьма познавательным и интересным для тех, кто задумывается о том, чтобы записаться на курс. Он знакомит с методами обучения, преподавательским составом, в который входят известные украинские актеры Сергей Деньга, Алексей Агопьян и заслуженная артистка Украины Наталья Бузько. А также предлагает онлайн-курс по обучению ораторскому искусству. Последнее является одной из основных дисциплин при обучении сценической речи.

3. Техника речи и актерское мастерство (обучающий курс)

Это двухчасовой экскурс в глубины профессии, который проведут для вас опытные педагоги. В первой части вы познакомитесь с тем, что такое речь, речевой аппарат, и узнаете, с помощью каких упражнений можно сделать свою речь правильной, техничной, четкой и красивой. Вторая часть посвящена непосредственно мастерству актера, этюдной работе и работе с партнером на площадке.

4. Школа голоса «Говори»

Авторский канал тренера по сценической речи Натальи Козелковой. Посмотрев представленные там видео, вы узнаете, как снять речевые зажимы; как вести себя на сцене; общаться с публикой без «четвертой стены»; как сделать свое выступление более ярким, чтобы оно запомнилось слушателям и зрителям надолго. А также вы узнаете о роли жестикуляции во время публичного выступления (это понадобится в большей степени артистам разговорного жанра и певцам) и избавитесь от страха перед сценой.

5. Образование для всех (Экселлент класс)

Многопрофильный канал, посвященный различным областям знаний. Актерское мастерство ведет преподаватель Герман Сидаков. Здесь вы познакомитесь с комплексом упражнений на ощущение, внимание, раскрепощение, научитесь методу наблюдения с точки зрения актера, познакомитесь с языком тела и получите представление о правильном диафрагмальном дыхании.

Из чего состоит мастерство актера

Любое мастерство складывается из 10% таланта и 90% работы над собой. Ведь все люди с рождения немного актеры: мы учимся проявлять эмоции, работаем над мимикой и совершенствуем собственные реакции на происходящее на протяжении всей жизни. Поэтому актерские умения полезны не только для профессии, но и для повседневных событий. Эти базовые навыки могут пригодиться любому человека. Какие тогда основные составляющие актерского мастерства как вида искусства?

Элементы актерского дела (по Станиславскому)

Существует знаменитая система Станиславского, которая направлена на структурное изучение методов сценической работы. В соответствии с ней, мастерство актера состоит из двух частей:

  1. Работа над собой. Это воображение и внимание, способность к общению, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, стрессоустойчивость и т. д.
  2. Работа над ролью. Тут речь об исполнительском искусстве представления и переживания, слиянии актера с образом персонажа.

Пренебречь хоть одним из элементов актерского творчества нельзя, важно все. Человек должен быть внимателен и энергичен, должен уметь грамотно излагать свои мысли и общаться с людьми. Понимать взаимоотношения между персонажами, вызывать в себе нужные в данный момент чувства и управлять координацией своих движений.

В совокупности все эти методы делают актерское мастерство более отточенным и направленным на качественную игру на сцене. Однако актеру необходимо не просто вживаться в роль уже придуманного персонажа, но и «додумывать» его, жить им. Представлять с той стороны, с которой вымышленного человека не знает никто, понимать мотивы его поступков и совершаемых дел. Отработка этих навыков – ключ к успеху в освоении творческого мастерства актера.

Что способно помешать овладению мастерством?

Есть особо вредные факторы, которые откровенно плохо сказываются на карьере актера. Вот основные из них.

  • Себялюбие. Есть полезные свойства самолюбия, которые толкают человека на самосовершенствование и движение вперед. А когда актер упивается нахождением на сцене, думает о том, как прекрасно выглядит со стороны, – это уже самолюбование. Именно от него следует отказаться, потому что на сцене нужно проживать жизнь своего героя.
  • Рассеянность. Актер должен улавливать каждое слово в сценарии, каждое движение партнера по игре. А без концентрации трудно добиться результатов в любой сфере деятельности. Исполнитель роли не может отвлекаться на посторонние шорохи и невнимательно слушать наставника – все это грозит нелогичностью и недостоверностью образа героя.
  • Недостатки речи. Дело не обязательно в картавости или заикании, хотя это тоже немаловажно. Задача состоит в другом: найти в собственной речи недостатки, которые мешают излагать мысли четко и просто. Любой человек имеет недостатки, например, неверно ставит ударение в некоторых словах, не может выговорить сложные определения.

Чтобы избавиться от недостатков и усилить положительные элементы мастерства, существуют некоторые упражнения. Они направлены на обе группы элементов и пригодятся не только в профессии актера, но и в повседневной жизни.

Упражнения для улучшения актерского мастерства

Наблюдение (творческий дневник)

Наблюдайте за людьми вокруг, их поведением и манерами. Это развивает сразу и внимание, и помогает вживаться в разные образы. Можно записывать свои открытия в особый дневник.

«Додумывание»

Несколько связано с предыдущим. В местах скопления народа нужно выбрать себе человека и «придумать» его жизнь. По походке, стилю и манерам вообразить его прошлое, куда он идет и о чем думает. Развивает творческое воображение.

Внутренний голос

Возьмите небольшое стихотворение и прочтите его про себя, запоминая интонации внутреннего голоса. Это ваше представление о том, как должен звучать стих. Затем прочтите его вслух, запишите на диктофон. Похоже с тем, что вы слышали внутри себя?

Развитие пластики

Представьте себе животное и погладьте его. Покормите, возьмите на руки. По движениям рук должно быть понятно, кто это – кот или маленький хомяк, а может, длинная змея.

Читать еще:  Основы актерского мастерства

Координация движений

Одной рукой погладьте себя по голове, другой – похлопайте по животу. Выполнять это нужно одновременно и не сбиться. Периодически меняйте руку.

Вытяните две руки перед собой, одной крутите по часовой стрелке, другой – против. Старайтесь не сбиться. Так же периодически меняйте руки.

Раскрепощение

Научитесь не стесняться людей, чужого взгляда или мнения. Познакомьтесь с человеком в парке, читайте вслух стихи на улице, проведите юмористический соц. опрос.

Тренировка дикции

Попробуйте читать стихотворение «Дом, который построил Джек», длинные скороговорки и сложные для восприятия термины.

Воспроизводите эмоции

Существуют «якоря» и «манки», которые помогают как начинающему, так и опытному актеру вызвать необходимую эмоцию. Вспомните, что заставляет вас плакать, искренне смеяться или быть счастливым. Это могут быть шутки, люди из прошлого, запахи и вкусы. Это упражнение поможет на сцене.

Работа с картинами

Упражнение еще из начальной школы, выбирайте интересную вам картину и рассматривайте ее. Запоминайте детали, придумайте героям (если они есть) или событиям свою историю. Подумайте, почему художник использовал именно эти цвета. Это тренирует и память, и воображение.

Крокодил

Популярная игра, которая охватывает все аспекты работы актера. При помощи жестов и языка тела нужно показать то, что было загадано ведущим. Учит не стесняться работы перед публикой.

Развитие актерских навыков может быть полезно не только лично для человека, но и для общества: сюда смело можно включить волонтерство, блогерство. Работа с публикой даст преимущество на сцене, зарядит позитивом и прокачает все описанные выше элементы в единой системе. Развиваясь всецело как личность, вы добьетесь высокого уровня мастерства не только на сцене, в образе героя, но и в собственной жизни.

Упражнения для начинающих актеров

Сколько не клади зубы на полку, но творческие люди нуждаются в самовыражении. И дабы раскрыть актерский талант, усовершенствовать сценическое мастерство, нужно упорство и терпение. Приобрести и отточить все навыки, необходимые профессиональному актеру, помогут упражнения по актерскому мастерству. Ведь актер на сцене непросто механическая кукла, которая бездумно выполняет установки режиссера, а кукла, умеющая мыслить логично, просчитывать действия на несколько шагов вперед. Профессиональный актер пластичен, имеет хорошую координацию, выразительную мимику и внятную речь.

Основные правила актерского мастерства

Прежде чем начинать на полную катушку изучать и прорабатывать этюды и сценки, нужно немного разобраться в себе. Настоящему актеру необходимы определенные черты характера, которые надлежит активно в себе развивать. Другие же качества стоит запрятать в дальний угол и вспоминать о них крайне редко.

Рассмотрим такое качество, как любовь к себе. Казалось бы – нормальное состояние для каждого человека. Но у этого качества есть 2 стороны:

  • Самолюбие – заставляет каждый день развиваться и учиться, не опускать руки. Без этого качества стать знаменитым актером не сможет даже очень талантливый человек.
  • Себялюбие и самолюбование – тупик для актерской карьеры. Такой человек никогда не сможет работать на зрителя, все внимание будет приковано к собственной персоне.

Хороший актер не может быть рассеянным. Он не должен отвлекаться на посторонние шумы во время игры на сцене. Ибо актерское мастерство по своей сути подразумевает постоянный контроль себя и партнера. В противном случае роль просто станет механическим представлением. А внимание позволяет не упускать важные детали во время обучения, просмотра театральных постановок, мастер-классов и тренингов. Для того чтобы научиться концентрироваться, используйте упражнения для развития внимания из сценического мастерства.

Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Развитие внимания начинается не со специальных упражнений, а с повседневной жизни. Начинающему актеру следует много времени проводить в людных местах, наблюдать за людьми, их поведением, мимикой, характерными особенностями. Все это в дальнейшем можно использовать для создания образов.

Заведите творческий дневник – это обычный дневник творческого человека. В нём выражайте свои мысли, чувства, записывайте все изменения, которые произошли с окружающими предметами.

После заполнения творческого дневника, можно переходить к отработке сценок и этюдов. Начинающий актер обязан максимально точно передать образ и мимику человека, за которым наблюдал. Нужно помещать прототипы в нестандартные ситуации – именно такие постановки показывают, насколько актер смог понять и вжиться в образ неизвестного человека.

«Слушаем тишину»

Следующее упражнение – умение слушать тишину, нужно научиться направлять внимание на определенную часть внешнего пространства, постепенно расширяя границы:

  • прислушаться к себе;
  • слушать, что происходит в комнате;
  • прислушаться к звукам во всем здании;
  • распознать звуки на улице.

Упражнение «Тень»

Оно не только развивает внимание, но и учит осознано двигаться. Один человек медленно делает какие-либо беспредметные действия. Задача второго – максимально точно повторять все движения, стараться их предугадать, определить цель действий.

Пантомимы и инсценировки

Хороший актер умеет выразительно передавать эмоции словами и телом. Эти навыки помогут вовлечь в игру зрителя, донести до него в полной мере всю глубину театральной постановки.

Пантомима – особый вид сценического искусства, основанный на создании художественного образа посредством пластики, без использования слов.

  • Лучшее упражнение, чтобы научиться пантомиме – игра «крокодил». Цель игры – без слов показать предмет, фразу, чувство событие. Простая, но веселая игра прекрасно тренирует выразительность, развивает мышление, учит быстро принимать решения.
  • Инсценировка пословиц. Цель упражнения – при помощи небольшой сценки показать известную пословицу или афоризм. Зритель должен понять смысл происходящего на сцене.
  • Игра в жесты – при помощи невербальных символов актер может очень многое сказать на сцене. Для игры надо не менее 7 человек. Каждый придумывает себе жест, показывает его окружающим, затем показывает какой-нибудь чужой жест. Тот, чей жест показали, должен быстро повторить его сам, и показать следующий чужой жест. Кто сбился – выбывает из игры. Эта игра – комплексная, развивает внимание, учит работать в команде, улучшает пластику и координацию рук.

Упражнения для развития пластики

Если с пластикой дела обстоят не очень хорошо, можно легко исправить этот недостаток. При регулярном выполнении следующих движений дома можно научиться лучше чувствовать собственное тело, умело им управлять.

«Красим забор»

Хорошо развивает пластику кистей и рук упражнение «красим забор». Необходимо красить забор, используя кисти рук вместо кисточки.

Какие упражнения делают руки послушными:

  • плавные волны от одного плеча к другому;
  • невидимая стена – необходимо руками прикасаться к невидимой поверхности, ощупывать ее;
  • гребля невидимыми веслами;
  • выкручивание белья;
  • перетягивание невидимого каната.

«Собери по частям»

Более сложное задание – «собери по частям». Надо собрать по частям какой-нибудь сложный механизм – велосипед, вертолет, самолет, создать из досок лодку. Взять невидимую деталь, ощупать руками, показать размер, вес и форму. Зритель должен представлять, какая запчасть находится в руках у актера. Установить деталь – чем лучше пластика, тем быстрее зритель поймет, что собирает актер.

«Гладим животное»

Упражнение «гладим животное». Задача актера – погладить животное, взять его на руки, покормить, открыть и закрыть клетку. Зритель должен понимать – это пушистый заяц или скользкая, извивающаяся змея, маленькая мышка или большой слон.

Развитие координации

Актер должен обладать хорошей координацией. Этот навык позволяет выполнять сложные упражнения на сцене, выполнять несколько движений одновременно.

Упражнения на развитие координации:

  • Плаванье. Вытянуть прямые руки параллельно полу. Одной рукой совершать круговые движения назад, другой – вперед. Двигать руками одновременно, периодически менять направление движений каждой руки.
  • Постучать — погладить. Одну руку положить на голову и начать гладить. Другую руку поместить на живот, легко постукивать. Движения делать одновременно, не забывая менять руки.
  • Дирижер. Руки вытянуть. Одна рука совершает движения вверх-вниз на 2 такта. Другая – совершает произвольные движения на 3 такта. Или рисует геометрическую фигуру. Действовать обеими руками одновременно, периодически менять руки.
  • Путаница. Вытянуть одну руку, прямой рукой совершать круговые движения по часовой стрелке, при этом одновременно вращать кистью в другом направлении.
Читать еще:  Вечерний макияж мастер класс

Эти упражнения первое время выполнять непросто. Но постоянная практика дает результаты. Каждое упражнение стоит повторять не менее 10 раз каждый день.

Сценки и этюды для начинающих актеров

Начинающему актеру необязательно все придумывать с нуля. Умение качественно копировать и подражать – неотъемлемая часть сценического мастерства. Нужно просто найти фильм с любимым персонажем, постараться максимально точно скопировать его мимику, движения, жесты и речь, передать эмоции и настроение.

Задание кажется простым, но на первых порах могут возникнуть затруднения. Только регулярные занятия помогут отточить мастерство подражания. В этом упражнении не обойтись без внимания и умения сконцентрироваться на мелочах. Хорошим даром подражания обладает Джим Керри – у него есть чему поучиться.

Упражнение «Додумай»

Актерская профессия предполагает хорошо развитую фантазию и воображение. Развивать эти навыки можно при помощи упражнения «додумай». Необходимо пойти в места большого скопления людей, выбрать человека, понаблюдать, обратить внимание на внешний вид и манеру поведения. Потом придумать ему биографию, имя, определить род занятий.

Если рядом есть такой же начинающий актер – можно поделиться выводами с ним, услышать его версию, обосновано и аргументировано объяснить свою точку зрения. Упражнение учит обращать внимание на мелочи, формулировать мысли, развивает фантазию и творческое мышление.

Сценическая речь

Хорошая сценическая речь подразумевает не только четкое произношение и хорошую артикуляцию. Хороший актер должен уметь тихо кричать и громко шептать, одним только голосом передавать эмоции, возраст и душевное состояние героя.

Чтобы научиться предавать эмоции словом, необходимо какую-либо простую фразу произнести с точки зрения разных персонажей – маленькой девочки, зрелой женщины, мужчины в возрасте, знаменитого актера или политического деятеля. Нужно найти особенные интонации для каждого персонажа, использовать типовые речевые обороты.

Упражнения для развития сценической речи:

  • Задуваем свечи. Набрать побольше воздуха, поочередно задуть 3 свечи. Количество свечей нужно постоянно увеличивать, задействовать при вдохе мышцы диафрагмы.
  • Отрабатываем технику выдоха. Для этого упражнения подходит стихотворение «Дом, который построил Джек». На одном дыхании необходимо произносить каждую часть произведения.
  • Улучшаем дикцию. Невнятная речь недопустима для хорошего актера. Нужно честно определить проблемные звуки в своей речи, ежедневно произносить скороговорки, которые направлены на устранение проблемы. Заниматься надо не менее получаса 3–5 раз в день. Скороговорки учат четко говорить в быстром темпе, что крайне важно в актерской деятельности.
  • Интонация играет видную роль в создании правильного образа. Для тренировки необходимо ежедневно читать вслух художественные драматические тексты.

Упражнения по актёрскому мастерству можно изучать самостоятельно, на помощь придут различные тренинги. Но лучше заниматься в компании таких же единомышленников – можно пойти на курсы или устраивать дома театральные вечера. Главное, никогда не сдаваться, всегда верить в собственный талант, двигаться к намеченной цели.
‘ alt=»»>

8 актерских техник (и звезды, которые ими пользуются)

23 Августа 2018

В мире есть столько подходов к актерскому ремеслу, сколько самих актеров. Конечно, все они должны развивать собственное понимание актерского мастерства, но с начала XX века несколько учителей начали прокладывать свои пути к обучению этому искусству. Помимо системы Станиславского (о которой вы, конечно, слышали), существует еще несколько не менее важных направлений. Вот восемь гуру, разработавшие техники, которыми до сих пор пользуются самые популярные актеры.

Система Станиславского

Константин Станиславский — один из величайших учителей актерского мастерства, его работа изменила облик профессии во всем мире и вдохновила целое поколение новых учителей. Московский Художественный театр имени Станиславского был основоположником натуралистического театрального движения в Советском Союзе и Европе. Подход Станиславского включает в себя духовный реализм, эмоциональную память, самоанализ и дисциплинированную практику. Лорд Лоуренс Оливье и сэр Джон Гилгуд были известными практиками системы Станиславского.

Ли Страсберг

Метод Ли Страсберга был вдохновлен системой Станиславского и Московским Художественным театром. Его техника побуждает актеров усиливать связь с материалом, создавая эмоциональные переживания персонажей в их жизни. До своей смерти в 1982 году Страсберг обучил многих легендарных актеров XX века, среди них Джеймс Дин, Эллен Берстин, Аль Пачино, Алек Болдуин, Мэрилин Монро, Джули Харрис, Пол Ньюман и Дастин Хоффман. Его техникой также пользуются Анджелина Джоли, Скарлетт Йоханссон и Стив Бушеми.

Стелла Адлер

Стелла Адлер — единственная из американских актеров, кто учился лично у самого Станиславского. Она разработала собственный метод, основанный на работах Станиславского и Ли Страсберга. Техника Адлер отличается от Страсберга тем, что она придает особое значение воображению в дополнение к эмоциональному отзыву. Известна ее фраза: «Опираться на эмоции, которые я испытала, например, когда умерла моя мать, чтобы создать роль,—больная и шизофреничная идея. Если это и есть актерская игра, то я не хочу этого делать». Хотя реалистичный стиль игры Марлона Брандо часто приписывается методу Страсберга, на самом деле он учился у Стеллы Адлер и даже написал предисловие к ее руководству «Искусство игры». Среди известных учеников Адлер можно назвать также Роберта Де Ниро, Бенисио Дель Торо, Марка Руффало и Мелани Гриффит.

Техника Мейснера

Сэнфорд Мейснер разработал свой уникальный подход в 1930-х годах, после работы с Ли Страсбергом и Стеллой Адлер в театре The Group. Подобно Станиславскому, Страсбергу и Адлер, Мейснер научил своих учеников «жить честно при данных вымышленных обстоятельствах». Его подход ломает чрезмерно структурированную технику игры и развивает открытость, гибкость и навыки слушания. В 1935 году Мейснер присоединился к факультету Нью-Йоркского театра Neighborhood Playhouse и продолжил тренировать тысячи актеров. Среди знаменитых учеников Мейснера — Роберт Дюваль, Грейс Келли, Грегори Пек и Дайан Китон.

Михаил Чехов

Племянник Антона Чехова и выдающийся студент Станиславского, Михаил Чехов разработал свою актерскую технику после изгнания из России в конце 1920-х годов. Чехов занимался психофизическим подходом к актерскому мастерству, сосредоточившись на разуме, теле и осознанности чувств. Клинт Иствуд, Энтони Хопкинс, Хелен Хант и Джек Николсон — ученики техники Чехова.

Практическая эстетика

Эта актерская техника, основанная на действии, была разработана драматургом Дэвидом Маметом и актером Уильямом Х. Мэйси и включает элементы системы Станиславского и Мейснера. Метод состоит из четырехступенчатого анализа сцены и строится на стремлении к действию; он учит актеров сосредоточиться на том, что буквально происходит в сцене. Техникой практической эстетики пользуются Фелисити Хаффман, Роуз Бирн, Джессика Альба и Кэмрин Мангейм.

Ута Хаген

Ута Хаген не просто актриса, удостоенная премии Тони, но и театральный педагог в нью-йоркской студии Герберта Бергофа, а также автор бестселлеров «Уважение к действию» и «Задача для актера». Ее популярная техника утверждает реализм и правду превыше всего; «замещение» (или «перенос») побуждает актеров использовать свой опыт и эмоциональные воспоминания для данных обстоятельств сцены. В рамках своей долгой и легендарной педагогической карьеры Хаген развила таланты Мэтью Бродерика, Сигурни Уивер, Джека Леммона и многих других и даже была тренером Джуди Гарленд по вокалу.

Виола Сполин

Уникальный подход Виолы Сполин под названием «Театральные игры» фокусируется на импровизационных упражнениях. Книгу Сполин «Импровизацию для театра» часто называют «импровизационной библией», она учит актеров жить моментом и правдиво реагировать на обстоятельства. Ее сын Пол Силлс участвовал в чикагской антрепризе The Second City и преподавал техники своей матери поколениям прославленных комедийных звезд, среди которых Алан Аркин, Фред Уиллард, Дэн Эйкройд и Джильда Рэднер.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector