41pro.ru

Уроки и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджер социокультурной деятельности

Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут

Статьи

Будущая профессия – менеджер социально-культурной деятельности

Социально–культурная деятельность – одно из старейших и самых востребованных направлений подготовки Санкт – Петербургского государственного института культуры. В настоящее время кафедра социально – культурной деятельности осуществляет набор по направлениям подготовки.

51.03.03 «Социально–культурная деятельность» (бакалавриат)

Форма обучения: очная, заочная.
Вступительные испытания: результаты ЕГЭ по литературе, русскому языку, обществознанию.

Для выпускников профильных средних профессиональных учебных заведений, поступающих на заочную форму (по договорам с оплатой стоимости обучения), предусматривается ускоренная программа обучения — 4 года. Вступительные испытания: творческий экзамен (Социально–культурная деятельность), русский язык и обществознание (письменное тестирование).

Профиль: «Менеджмент социально–культурной деятельности»

Профиль предусматривает подготовку дипломированных специалистов для работы руководителями и менеджерами учреждений культуры, социокультурных проектов, рекламных и PR–агентств, продюсерами художественных досуговых программ, педагогами–организаторами прикладного любительского творчества, детского и молодёжного досуга, преподавателями социально–культурных дисциплин в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Профиль: «Менеджмент детско–юношеского досуга»

Профиль предусматривает подготовку дипломированных специалистов для работы руководителями и менеджерами учреждений культуры, социокультурных проектов, педагогами–организаторами прикладного любительского творчества, досуга и развлечения детей и подростков, преподавателями социально–культурных дисциплин в образовательных учреждениях Российской Федерации.

51.04.03 «Социально–культурная деятельность» (магистратура)

Форма обучения: очная, заочная.
Вступительные испытания: «Основы социально–культурной деятельности» (устный экзамен).

Социально-культурная сфера — стремительно развивающаяся и жизненно важная отрасль. Ключевая особенность направления подготовки – широкое поле профессиональной деятельности, главным объектом которой является человек. Менеджер социально-культурной деятельности призван приобщать личность к ценностям культуры посредством организации активной, инициативной и творческой деятельности.

Современный выпускник кафедры социально-культурной деятельности интегрирует в себе такие качества, как коммуникабельность, креативность, организаторские способности, сценарно–режиссерское мастерство, владение технологиями и методиками изучения, удовлетворения и развития культурных и досуговых потребностей различных категорий населения, включения их в различные виды социально-культурного творчества, способность разработать и реализовать социально-культурные проекты, координировать социально-культурные инициативы.

Менеджер социально-культурной деятельности должен быть профессионалом, обладающим общим высоким культурным уровнем и эрудированностью, изучившим ряд дисциплин, к которым относятся менеджмент и маркетинг, бизнес-планирование и экономика, реклама и имиджелогия, культурология и арт-педагогика, социально-культурные технологии и методики и сценарно-режиссерские основы.

    Преимущества обучения на кафедре социально-культурной деятельности:
  • Общее гуманитарное образование;
  • Творческая атмосфера и интересная форма обучения;
  • Приобретение глубоких знаний в области экономики и социального менеджмента;
  • Овладение навыками проектирования и реализация собственных идей и проектов;
  • Встречи с ведущими специалистами в области культуры.

Уже с первого курса студенты становятся активными участниками культурной сферы: посещают музеи, арт-пространства, театры, концертные площадки, становятся участниками и организаторами форумов, фестивалей, выставок, ярмарок, экскурсий, конференций и иных мероприятий.

Будущие менеджеры социально-культурной деятельности знакомятся с работой петербургских организациях, проходя ознакомительную, учебную и преддипломную практики, в ведущих центрах культуры, искусства, образования, просвещения, туризма, спорта, развлекательно-игрового досуга.

    Выпускники кафедры социально–культурной деятельности специализируются как:
  • руководители учреждений и организаций социально-культурной сферы;
  • топ-менеджеры социокультурного проектирования, маркетинга и рекламы в социально-культурной сфере, художественно-просветительной и развлекательно-игровой деятельности;
  • арт-технологи театрального, музыкального, музейного, спортивно-оздоровительного и теле-видео-кино досуга;
  • педагоги досуга различных категорий населения;
  • организаторы и продюсеры культурно–досуговых программ;
  • преподаватели социально–культурных дисциплин.

Менеджер социально-культурной деятельности — профессия для творческих, креативных, активных, инициативных, тех, кто хочет всегда быть востребованным!

Профессия – менеджер социально-культурной деятельности:
стимулирование социальной активности и распространение культурных ценностей!

Менеджер социально-культурной деятельности – это профессионал с высоким уровнем общей культуры и эрудиции, изучающий такие дисциплины, как менеджмент и маркетинг, предпринимательство и экономика, финансовая и хозяйственная деятельность, социально-культурные технологии и культурное наследие, мировая культура и литература, история искусств и психология, педагогика и имиджелогия, реклама и этикет, иностранные языки.

В общественной практике социально-культурная деятельность очень многообразная область, основанная на важных потребностях личностного и общественного развития. Главным объектом ее становится человек. Именно он – объект просвещения и социализации, воспитания и инкультурации, основной заказчик эстетизации среды обитания и потребитель культуры.
Менеджер социально-культурной деятельности призван управлять отбором, хранением, производством и распространением культурных ценностей. Если это работа в каком-либо регионе, то он должен поддерживать местную культурную самобытность и сохранять историко-культурное наследие, язык и национальные традиции.

Менеджер социально-культурной деятельности может работать в различных отделах и комитетах культуры, быть администратором всех уровней, менеджером различных учреждений. Данные специалисты также отвечают за культурно-досуговую деятельность. Они владеют специальными знаниями (социальная педагогика, психология, история, теория и методика культурно-досуговой деятельности) и педагогическими секретами организации досуга.

Необходимые качества менеджера социально-культурной деятельности

– эрудированность;
– умение аргументировать свое мнение и работать с аудиторией;
– оригинальность и нестандартность мышления;
– умение управлять людьми и работать в команде;
– активная жизненная позиция и высокая работоспособность;
– настойчивость и решительность;
– умение выстроить отношения с любым человеком на любой психологической дистанции;
– понимание правил поведения в обществе, стремление повлиять на общий уровень культуры;
– умение организовать и оптимизировать рабочий процесс;
– умение выстраивать стратегию поведения на далекую перспективу.

Где может работать менеджер социально-культурной деятельности

Менеджер социально-культурной деятельности может работать в следующих местах:

— агентства по организации праздников;
— театры;
— телевидение;
— центры досуга и народного творчества;
— парки культуры и отдыха;
— рекламные агентства;
— государственные учреждения культуры, искусства и т.д.

Профессия — менеджер социокультурных проектов

— Ольга Викторовна, кто такие «менеджеры в сфере культуры»?

— Это транспрофессионалы, работающие на границах разных дисциплинарных и профессиональных сфер, «сшивающие» проблемные разрывы, которые невозможно преодолеть исходя из узкопрофессиональной или отраслевой логики, за счет запуска новых технологий деятельности, новых социокультурных практик.

Несколько лет назад одна из первых выпускниц нашего факультета – Лена Михайлова – делала с коллегами выставку, которая называлась «Люди на границах». Мне очень нравится эта метафора: она хорошо отражает специфику деятельности менеджера в сфере культуры. Менеджер, занимающийся социокультурными проектами, – это не просто специалист, работающий в некой культурной институции, будь то библиотека, музей или галерея современного искусства. Это человек, создающий новые культурные смыслы, новые культурные практики, новые форматы образа жизни.

Как вы понимаете, когда мы говорим о «сфере культуры», речь идет совсем не об отрасли. Об этом, кстати, свидетельствует и состав наших слушателей, который кардинально изменился в последние годы. Большую долю слушателей сегодня составляют не представители бюджетной отрасли культуры, а практики, работающие в коммерческом и некоммерческом секторах, причем их число растет с каждым годом, а также те, кто рассматривает обучение на факультете как точку смены профессионального поля деятельности. Например, только половина из них имеет профильное образование в области культуры.

Если 10 лет назад факультет набирал специалистов из сферы культуры и «оснащал» их менеджерскими компетенциями для работы в новых условиях и на новых рынках, то сегодня к нам приходят люди из разных сфер деятельности с разным образовательным бэкграундом, чтобы сменить карьерную траекторию и приобрести компетенции для работы на современных рынках, связанных с производством культурных продуктов и услуг.

С конца 1990-х годов по настоящий период в социокультурной сфере отчетливо проявились, с одной стороны, черты нового рыночного и технологического уклада, с другой – черты новой государственной и региональной политики. Субъектами развития и заказчиками изменений все чаще стали выступать крупные корпорации, государственные структуры разных уровней (ориентированные на повышение внебюджетных доходов), субъекты арт-рынка и т.д. Данная ситуация существенным образом меняет требования к профессиональным компетенциям и навыкам менеджеров, работающих в культурной сфере. Специфика организации процесса управления изменениями в разных секторах проявляется все более отчетливо, что требует иной конфигурации управленческих компетенций и навыков.

Вот только основные тенденции, которые влияют на ситуацию в области образования в сфере менеджмента культуры:

— расширение предметного поля деятельности управленцев — выход за рамки традиционного понятия «культурной сферы»;

— развитие некоммерческого и коммерческого сектора в сфере культуры — складываются и институализируются различные культурные практики и «индустрии», формирующие заказ на профессионалов, понимающих особенности функционирования конкретных культурных рынков;

— расширение зоны малого и среднего бизнеса в гуманитарной сфере;

— а также депрофессионализация экономистов, юристов и управленцев, не нашедших применения на перенасыщенных рынках соответствующих услуг.

Читать еще:  Ит менеджмент в бизнесе

Сейчас в Москву и некоторые другие крупные города пришла мода на так называемые «креативные кластеры». История этого явления довольно прозаична — несколько художников селятся вместе в каком-нибудь старом здании, чтобы меньше платить за аренду. Но вдруг оказывается, что такое сосуществование создает новое качество жизни в этом месте, притягивает профессионалов из смежных сфер – дизайнеров, галеристов, издателей и т.д. — возникает новое культурное пространство со своими неповторимыми чертами и особенностями. В итоге капитализация этого места возрастает в несколько раз, что делает его привлекательным не только для публики, респектабельных потребителей, но и для девелоперов. Сегодня этот эффект переосмыслен и начинает работать в «обратной логике»: девелоперы привлекают менеджеров культуры, чтобы спроектировать такие городские пространства, которые станут «магнитом» для потребителей, ориентированных на современные культурные продукты и специфическую среду, являющуюся обязательным условием их потребления. А уже затем в это пространство привлекаются художники, дизайнеры и другие представители творческих профессий, работающие в рамках заданной идеологии.

Например, создатели « The Distillery District», проекта регенерации исторического индустриального района Торонто, ставшего центром дизайна и креативности, формулировали свое видение таким образом: « Наша цель состояла в соединении романтики и расслабляющей атмосферы европейских прогулочных зон с хипстерской, модной динамикой таких районов, как нью-йоркский Сохо или Челси, где творческие люди собираются вместе, и вы чувствуете, как будто сейчас что-то может случиться».

Эта деятельность является культурной по своему типу, так как в ее ядре – работа с культурными ресурсами, культурными практиками и культурными смыслами. То есть культура является сегодня не только непременной «упаковкой» любого акта потребления, но и его основным смыслом.

Очевидно, что для такой деятельности нужны профессионалы, понимающие суть современных процессов городского развития и культурного потребления, умеющих работать со средовыми эффектами и долгосрочными программными действиями, которые связаны, в том числе, с умением организовывать эффективную коммуникацию между различными субъектами территориального развития.

— В России профессия «менеджер социокультурных проектов» еще сравнительно молода. Где работают такого рода специалисты за рубежом, в странах, где эта профессия существует давно?

— В принципе, ваш вопрос задан еще в старой «индустриальной» логике, когда специалистов готовили как шурупы, заточенные под узкие задачи и конкретные функции. С точки зрения современного менеджмента культуры эластичность рынка труда чрезвычайно высока, менеджеры сами формируют новые рынки, они, по сути — предприниматели нового типа на неограниченном, постоянно меняющемся рынке культурных услуг. Эта широта сферы приложения профессиональных компетенций культурных менеджеров и проектировщиков напрямую зависит от степени открытости и свободы общества.

Так, во многих развитых странах они работают в сфере городского развития. У нас планированием городов занимаются в основном архитекторы, транспортники, коммунальщики, то есть те, кто мыслит город в понятиях «жесткой» инфраструктуры. Они не принимают во внимание, что город – это, прежде всего, особая среда, в которой живут люди. Проектировать такие среды должны профессионалы, понимающие современную социокультурную динамику.

Одной из главных технологий городской ревитализации сегодня является «культурное зонирование»: в городе выделяются особые районы или «кварталы», отличающиеся друг от друга спецификой культурной активности и визуально маркирующиеся в городском пространстве. Допустим, в Монреале среди культурных кварталов, помимо этнических (Чайнатаун, Маленькая Италия), есть «латинский квартал» – в котором концентрируются университеты и который является средоточием студенческой жизни, музейный квартал и «квартал зрелищ», где сосредоточены крупные концертные залы, театры. Такое зонирование – это фактически внутригородской маркетинг. Жители знают, куда им пойти, когда они хотят определенных впечатлений и определенного культурного продукта. Кроме того, культурное зонирование – это вклад в городскую экономику, поскольку оно привлекает туристов и стимулирует девелоперов, владельцев мелких и средних бизнесов вкладываться в создание современных культурных рынков и продуктов.

— Где сейчас работают менеджеры в сфере культуры в России и как изменилась эта профессия за 10 – 15 лет своего существования?

— Это на самом деле не такой простой вопрос. Так как не каждый специалист, работающий в организациях культуры, и даже занимающий управленческую позицию, является культурным менеджером. В последние несколько лет, когда бюджетная сфера культуры утратила лидирующие позиции в инновационных процессах, профессионалы, действительно занимающиеся управлением, а не администрированием в сфере культуры, концентрируются в некоммерческом, негосударственном секторе (non-for-profit, non-governmental), прежде всего, а также, в меньшей пока степени, в частном и корпоративном секторах.

Если вы обратите внимание на то, кто является инициаторами наиболее интересных культурных проектов последних лет, то увидите это совершенно отчетливо.

Помимо традиционных культурных институций, таких, как музеи, библиотеки, театры, культурные центры, центры современного искусства, многие наши выпускники работают в подразделениях PR и корпоративной социальной ответственности крупных компаний, в аналитических отделах исследовательских центров, в консалтинговых агентствах, различных культурных фондах. Все больше наших слушателей участвуют в развитии различных секторов культурной экономики, ориентированы на создание собственных культурных бизнесов.

За последние десять лет профессия изменилась довольно сильно: она сегодня скорее «привязана» к бурно развивающемуся некоммерческому сектору и культурной экономике, нежели к отраслевой инфраструктуре бюджетных организаций.

Сегодня молодые представители творческих профессий – художники, дизайнеры, музыкальные исполнители – стремятся сами овладеть менеджерскими навыками, чтобы не зависеть от множества проблем, порожденных кризисом отраслевой системы управления культурой. Арт-рынки в России только складываются, многих элементов «поддерживающей» инфраструктуры — продюсерских и агентских центров, фондов, поддерживающих молодых исполнителей, и т.д. — еще попросту нет либо слишком мало, чтобы обеспечить здоровую конкуренцию и возможность легально и быстро встроиться в рынок. Я считаю, что эта тенденция сохранится в течение ближайших 5-7 лет как минимум.

— Сейчас организации культуры переводят на рыночные рельсы. С одной стороны, появляются новые возможности, но с другой — и новые проблемы. Что, на ваш взгляд, самое сложное для менеджера в новой ситуации?

— Самое сложное – это переориентировать государственную организацию на работу в логике рынка и социальной востребованности, но сделать это придется. У нас культура всегда понималась как нечто самоценное. Но времена, когда государство должно было всех финансировать a priori, прошли. Собственно, новый механизм финансирования отрасли и направлен на то, чтобы создать условия для «естественного отбора» востребованных обществом институций и тех, чье время уже ушло. Поскольку у нас нет сейчас внятных критериев оценки качества деятельности культурных институций, нет стратегии развития отрасли, базирующейся на современных представлениях о культуре, эта агония отживших культурных форм еще будет искусственно поддерживаться какое-то время.

— Насколько легко менеджеру в сфере культуры найти финансирование для реализации своих идей?

— Это зависит от его компетенций и отчасти от того, где территориально он работает – проще тем, кто живет в крупных городах, сложнее – региональным проектировщикам. Регионалам приходится иметь дело с очень небольшим рынком общественных денег. В лучшем случае в регионе есть несколько предприятий, готовых выделять некоторые средства на культуру, и десяток общественных фондов, решающих в основном проблемы детских домов, но не культуры.

Конечно, в разных регионах ситуация разная: скажем, в Красноярском крае, где социокультурную деятельность активно поддерживает фонд Михаила Прохорова, в Пермском крае, где сегодня реализуется новая стратегия развития культуры, в Карелии, где работают не только грантовые программы Евросоюза, но и сформировался довольно сильный республиканский некоммерческий сектор, больше возможностей для поддержки культурных инициатив.

— Как вы считаете, что важнее для менеджера социокультурных проектов — быть специалистом по культуре или управленцем?

— В отношении универсальных управленческих навыков я согласна с известным «гуру» американского менеджмента Питером Друкером: не бывает «просто менеджеров», способных успешно управлять чем угодно — от библиотеки до нефтяной вышки, благодаря знаниям, полученным на программе МВА. Любой менеджер должен знать и понимать особенности сферы, в которой работает, но также уметь видеть ее в более широких контекстах.

— Тем не менее какой должна быть менеджерская подготовка специалиста в области культуры, на что стоит обратить внимание?

— Я бы сказала, что она должна включать три обязательных компонента: общую теоретическую подготовку в области современной теории культуры, теоретическую подготовку в области управления с акцентом на особенности социального и культурного предпринимательства и блок практических курсов, призванных оснастить специалиста соответствующим набором прикладных знаний в разнообразных сферах современных культурных практик.

Читать еще:  После успешного окончания университета по специальности менеджмент

Последний блок обязательно должен строиться с опорой на стажировки в организациях культуры различного типа, разбор кейсов. Например, наш канадский коллега Майкл Робинсон считает: чтобы быть успешным, эффективным менеджером, нужно приобрести опыт работы в организациях разного типа — бюджетных, коммерческих и некоммерческих.

Но главная компетенция успешного менеджера – умение работать в ситуации неопределенности, не по готовым шаблонам и рецептам, но находя каждый раз уникальное управленческое решение.

Менеджер социокультурной деятельности

В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео, прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.

В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют:

– искусство и профессиональное художественное творчество и образование;

– культурная деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность;

– материальное производство средств культуры и искусства.

Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности.

Профессиональное назначение менеджера социально – культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности: менеджера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уровней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодёжных Центров, центров социальной реабилитации, центров физической культуры и спорта, ночных клубов, казино, государственных, коммерческих, частных и других учреждений социокультурного типа.

Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким уровнем профессионализма в области современного социокультурного менеджмента, маркетинга, а также имеет высокий уровень общей культуры и эрудиции.

В основе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности лежит изучение таких дисциплин, как: менеджмент, маркетинг, экономика, финансовая и хозяйственная деятельность, предпринимательство, социально-культурные технологии, мировая культура, культурное наследие, литература, история искусств, педагогика, психология, имиджелогия, этикет, реклама, иностранные языки.

В этих условиях совершенно объективно возникает потребность в подготовке не только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности, но и арт-менеджеров, менеджеров выставок и презентаций. Подчеркнем, что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной специализации в указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров.

Деятельность художника в искусстве раскрывается в процессах непосредственного взаимодействия со зрителем, слушателем, потребителем.

Для того чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим такой менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но главное умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя. Для того чтобы, например, осуществить постановку пьесы зарубежного автора, арт-менеджеру необходимо найти перевод пьесы, арендовать сцену, составить расписание репетиций, скомплектовать труппу, составить и подписать контракт с режиссером, нанять художника-постановщика, организовать театральную технику, определить смету расходов, организовать рекламу, найти спонсоров, распространить билеты, организовать премьеру, сформировать бюджет.

Функции менеджера, таким образом, обретают следующую схему координации по видам деятельности:

1. Художественный аспект: а) перевод, б) выбор режиссера, в) выбор актеров, г) выбор художника-постановщика, д) приобретение костюмов, установка театральной техники, е) организация премьеры.

2. Организационный аспект: а) аренда помещения, б) расписание репетиций, в) организационная работа по распространению билетов

3. Маркетинг: а) организация рекламы, б) продажа билетов.

4. Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров.

Многоаспектный характер деятельности в данном случае указывает на необходимость использования не одного, а целой группы арт-менеджеров в каждом из четырех видов деятельности, наделенных соответствующими полномочиями и мерой ответственности. В целом же арт-менеджмент всей антрепризы должен состоять из следующих частей: администрация, служба по обеспечению маркетинга и финансирования, персонал и обслуга, организация творческого процесса.

Координация деятельности всего коллектива арт-менеджеров определяется такими факторами, как компетентность, высокий художественный уровень, осознанность миссии организации, умелое разделение труда и ответственности, отсутствие мелочной опеки, правильный выбор приоритетов и умение учитывать возникающие проблемы.

Таким образом, профессиональное назначение арт-менеджера заключается в следующих видах деятельности:

— менеджера (администратора, антрепренера, продюсера, импресарио, промоутера, руководителя) театров, театральных студий, концертных залов и концертных организаций, кинотеатров, кино и фотостудий, студий видео-и аудиозаписи, проката музыкальных инструментов и сценических костюмов, местных, региональных и центральных каналов телевидения, организаций книжной торговли и издательств, спортивных и игровых комплексов, городских парков, молодежных развлекательных ком­плексов, клубных учреждений и, наконец, комитетов по культуре и искусству регионов, отделов культуры городов и районов страны;

— менеджера профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и отдельных исполнителей, ансамблей и концертных групп, включая театральные, студийные, оркестровые и певческие, эстрадные и цирковые коллективы, солистов и исполнителей различных жанров; временных и постоянных групп, реализующих проекты праздничных массовых культурных программ, фестивалей, конкурсов, смотров, целевые проекты социокультурного развития.

Характер деятельности арт-менеджера предопределяет глу бокое усвоение им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия выдающихся мастеров эстрадного, театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноискусства, народно го творчества, познание теории и практики артистического ме неджмента в сфере шоу-бизнеса в стране и за рубежом.

Менеджмент выставок и презентаций

Деловая активность, развитие маркетин говых технологий в сфере культуры, революция в информации и информационных технологиях, обострение конкурентной борьбы ус корили научный поиск, разработку и широкое внедрение в практику выставочной деятельности и презентаций, деловых встреч и приемов.

Сегодня можно говорить о выставках и презентациях как о маркетинге идей и продуктов (художественных, научных, соци альных, политических) субъектов культуры, общественных ор ганизаций, художников и исполнителей, регионов, городов, мест, объектов, программ и т.д.

Выставки и презентации обрели характер социально-культурной деятельности, теории и практики функционирова ния культуры и искусства общества со зрелой рыночной эконо микой.

Менеджер выставок и презентаций получает специализа цию по организации и проведению международных, общерос сийских, республиканских, краевых, областных, городских вы ставок; организации выставок-продаж, аукционов произведений искусства, декоративно-прикладного творчества, моделей одежды, печатной книжной и журнальной продукции.

Такой специалист обеспечит проведение презентаций, пресс-конференций, культурных программ, фестивалей, конкур сов, тематических искусствоведческих, музейных, театральных смотров и показов.

Специалист в этой области владеет технологиями менеджерской и маркетинговой деятельности, навыками работы по созданию экспозиционных проектов, организации экспозиции, монтажа, разработки маршрутов движения посетителей на вы ставке, работы с дизайнерами и художниками, подготовки ката логов, работы с прессой, организации рекламы, учета запросов посетителей, административной и финансовой работы, оценки результатов выставки и др.

Дифференциация социально-ролевых видов деятельности в социокультурной сфере становится неким инвариантом, прису щим целой группе людей, которые выполняют качественно од нородные или близкие по содержанию функции.

Творческие группы (сектора) становятся мини-коллективами и выполняют менеджерские функции по отношению ко всем участни кам творческого процесса подготовки и осу ществления культурных проектов и программ, включая реальн ых и потенциальных посетителей учреждения культуры, ауди торию.

Разумеется, уровень профессионализма, профессиональная управленческая культура, профессиональная компетентность менеджеров социально-культурной деятельности далеко не од нозначны, и могут быть условно разделены на четыре типа:

Первый тип. Менеджер социально-культурной деятельно сти обладает высоким профессиональным уровнем и оптималь но мотивирован к работе в своей сфере. Его профессиональные качества, целеустремленность в работе гарантируют высокую эффективность деятельности

Второй тип. Менеджер положительно мотивирован к рабо те в социокультурной сфере, но имеет низкий профессиональ ный уровень. Его положительная мотивация, стремление «вы ложиться» на работе приносит мало пользы, а иногда может «наломать дров» из-за своего низкого профессионализма.

Третий тип. Менеджер с низким профессиональным уров нем и недостаточной мотивацией в работе социокультурных уч­ реждений. Такой тип относится к балласту управленческой сис темы, который тормозит развитие, отрицательно воздействует на коллег и структуры управления.

Четвертый тип. Менеджер обладает высоким профессио нальным уровнем, но слабо или вообще не имеет мотивации к работе в учреждениях социокультурной сферы. Он пассивен, безразличен к целям и задачам учреждения культуры, качеству и эффективности работы и всегда может уйти с работы на более выгодное для него место Его высокий профессионализм и низкая мотивация в работе отрицательно сказываются на других сотрудниках, «расхолажи вают» коллектив и тем самым наносят вред общему делу.

Читать еще:  Что нужно для поступления на менеджера

Аналитика культурологии

Электронное научное издание

Профессионально-важные качества менеджеров социально-культурной сферы

профессиональные качества, импровизационный подход, личностные качества, лидерское качество, творческие способности, профессиограмма менеджера, индивидуальные умения, мастерство профессионала.

Аннотация:

В статье рассматриваются важные профессиональные качества менеджеров сферы социально-культурная деятельность. Приведен перечень критериев готовности специалистов в данной структуре. Менеджер социально-культурной сферы – это разноплановая, креативная, яркая личность, выделяющаяся своим подходом к работе и коллективу. Навыки, которыми должен обладать этот профессионал, должны быть актуальными, иметь новаторское начало. Также важны и личностные качества, которые в некотором роде и формируют подход к профессии у менеджера. Методологические знания в понимании общих принципов по¬знания социально-экономических и политических явлений и про¬цессов это значимый аспект в работе менеджера социально-контурной деятельности.

Текст статьи:

Проблема профессионального мастерства специалистов соци­ально-культурной сферы вызывает пристальный интерес как у практи­ков, так и у теоретиков-исследователей социально-культурной дея­тельности.

Объясняется это тем, что специалист, работающий в социо-культурной сфере, должен обладать высоким уровнем образования, специальными навыками и умениями, организаторскими способно­стями, способностями к публичной творческой деятельности.

Меняются современные критерии готовности к профессио­нальной деятельности, требования к отбору специалистов при уст­ройстве на работу — он должен быть юридически грамотным, вла­деть экономическими знаниями, поскольку социально-культурная сфера носит как некоммерческий, так и коммерческий характер.

Такой специалист должен быть готов к постоянной работе над повышением собственного профессионального уровня, уметь регу­лировать и координировать деятельность коллектива, быть комму­никабельным, любить людей, трансформировать их потребности в социально-культурной деятельности, возвышая их до достойного духовного уровня.

Специалист, работающий сегодня в социально-культурной сфере — личность разноплановая. Он должен сочетать в себе качест­ва руководителя, экономиста, организатора, управленца, творца, социального работника, педагога, психолога, рекламиста, специали­ста по связям с общественностью и многое другое.

До недавнего времени предполагалось, что качества руково­дителя и творческого человека являются в большей мере врожден­ными, а не приобретенными.

Изучая личностные качества известных управленцев, психо­логи Лондонской школы бизнеса пришли к выводу, что наибольше­го успеха достигает та личность, которая отвечает следующим ха­рактеристикам:

— является первым ребенком в семье;

— имеет ярко выраженное желание достичь жизненного успе­ха и серьезно относится к строительству своей карьеры;

— обладает мощной жизненной энергией, не разочаровывает­ся при временных неудачах, сопротивляется возникающим пробле­мам;

— обладает способностью к долгосрочным прогнозам;

— социально и политически активна;

— мало зависима от обстоятельств и области деятельности;

— обладает способностью определять приоритеты в деятель­ности.

Среди важных качеств личности можно отметить и такие, как:

— способность работать с «большим кругом людей»;

— умение брать ответственность за выполнение важных задач;

— стремление к достижению значительных целей. Исследование профессиограммы менеджера социально-культурной сферы, проведенное С.А. Касаткиной в Московском государственном университете культуры и искусств, позволило ей сформулировать и систематизировать профессиональные умения и личностные качества специалиста.

Такой специалист должен обладать следующими способно­стями, навыками и умениями;

— способностями стратегического и системного мышления;

— хорошим здоровьем и умением его сохранять;

— практическим опытом работы.

В сфере менеджмента опрошенные считают необходимой компетентность:

— в области стратегии и тактики объектов управления в своем секторе рынка (система организаций, смежных фирмах, партнерах, конкурентах, потребителях, подчиненных);

— в методах управления (экономические, финансовые, соци­ально-психологические);

— в области структуры управления (технологические цепоч­ки, организационная структура, оборотные и основные финансовые средства, принципы логистики);

— в области ресурсов (материальные, финансовые, кадровые);

— в области норм и нормативов (финансовые, правовые, та­моженные, экологические, безопасности труда и др.).

Среди личностных качеств будущие специалисты выделили следующие:

— способность к нововведениям;

— терпение и такт.

Современное поколение менеджеров, работающих в социаль­но-культурной сфере, отличают не только развитые личностные качества и организационные способности, но и высокая мобиль­ность, обширные личные контакты, сильная харизма, умение убеж­дать и вести за собой. Поколение современных управленцев в сфере культуры должно овладеть азами психологии победителя. И вряд ли это могут быть лишь врожденные данные; их настойчивое воспита­ние открывает путь к любимой профессии целому отряду людей одаренных, но не имеющих ярко выраженных качеств лидера.

Большинство исследователей-психологов и педагогов пола­гают, что профессионально значимые качества можно развить пу­тем целенаправленной работы по самовоспитанию и в ходе профес­сионального обучения.

Если профессиограмма менеджера социально-культурной деятельности разработана в достаточной степени, то профессио­грамма социо-культурного технолога находится в процессе станов­ления. Ему не в меньшей степени, чем менеджеру, необходимо об­ладать знаниями, умениями и навыками управленца, но есть и су­щественные отличия, которые проявляются на уровне освоения знаний, в видах деятельности, умениях и навыках, профессиональ­ном мастерстве.

Методологические знания в понимании общих принципов по­знания социально-экономических и политических явлений и про­цессов, происходящих в обществе, являются для тех и других базо­выми, но теоретические и технологические знания имеют некото­рые отличия.

Технологические знания включают в себя знание видов про­фессиональной деятельности: педагогической, художественно-творческой, организаторской, управленческой; знание основных способов, форм, методов этой деятельности.

Особое место в обучении технолога отводится владению кон­кретными методиками и технологиями, освоению навыков работы с различными категориями населения, социальными и возрастными группами, умению применять конкретные формы и методы работы в конкретной ситуации, включая индивидуальные, групповые, мас­совые.

Профессиональные знания, умения и навыки технолога соци­ально-культурной сферы являются начальной школой, своеобраз­ной базой становления профессионального мастерства специалиста.

Творческие способности технолога проявляются в его стрем­лении к самораскрытию и самореализации, независимости, ориги­нальности и гибкости суждений и умозаключений, в стремлении к исследованию, в отсутствии стереотипов восприятия и мышления, в проявлении активности и инициативы.

Несмотря на то, что творческие способности часто относят к сфере искусства, они могут проявить себя в любом деле, в разнооб­разных видах человеческой деятельности, в том числе и в специ­альных, облаченных в художественно-образные формы отражениях действительности.

Творчество несет печать личности как индивидуальности, оно оригинально, и в то же время результаты творчества социально зна­чимы.

Лишь тогда творческая деятельность социально-культурного технолога целесообразна, когда он стремится реализовать какую-нибудь цель. Но цели могут быть поставлены по-разному. Чем бо­лее широки, глубоки, человечны, социально важны цели, тем в большей степени творческая деятельность приобретает социальную и эстетическую ценность. И здесь включаются высшие духовные способности специалиста, поскольку цели определяются им по ре­зультатам объективного познания мира и осознания своих потреб­ностей.

Деятельность профессионала-технолога, направленная на достижение поставленной цели, предполагает владение секретами этой деятельности, добытыми практикой многих людей, множества поколений и передаваемых друг другу в процессе обучения и общения. Но она включает и индивидуальные умения, мастер­ство, искусность (искусство педагога, искусство сценариста, искус­ство постановщика).

Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. пособие. М: МГУКИ, 2003.

Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.

Жданова Е.И., Иванов С.В., Кротова Н.В. Менеджмент шоу-бизнеса: Учебное пособие. М.: МГУК, 1997.

Новикова Г.Н. Особенности формирования творческих спо­собностей специалиста культурно-досуговой деятельности // Инно­вационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001.

Касаткина С.А. Основы профессиональной деятельности ме­неджера социокультурной сферы: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2001.

Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003.

Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М., 1971.

This article discusses important professional quality management aspects of social and cultural activities. A list of criteria of availability of experts in the structure. Manager of the socio-cultural sphere — a diverse, creative, bright personality, distinguished by their approach to work and the staff. Skills that should have the professional, must be relevant, have a pioneering beginning. Also important and personal qualities that are in some way and form approach to the profession of the manager. Methodological expertise in understanding the knowledge of the general principles of social, economic and political phenomena and processes is a significant aspect in the management of social and contouring operations.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector