41pro.ru

Уроки и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджмент социокультурной деятельности

Профессия – менеджер социально-культурной деятельности:
стимулирование социальной активности и распространение культурных ценностей!

Менеджер социально-культурной деятельности – это профессионал с высоким уровнем общей культуры и эрудиции, изучающий такие дисциплины, как менеджмент и маркетинг, предпринимательство и экономика, финансовая и хозяйственная деятельность, социально-культурные технологии и культурное наследие, мировая культура и литература, история искусств и психология, педагогика и имиджелогия, реклама и этикет, иностранные языки.

В общественной практике социально-культурная деятельность очень многообразная область, основанная на важных потребностях личностного и общественного развития. Главным объектом ее становится человек. Именно он – объект просвещения и социализации, воспитания и инкультурации, основной заказчик эстетизации среды обитания и потребитель культуры.
Менеджер социально-культурной деятельности призван управлять отбором, хранением, производством и распространением культурных ценностей. Если это работа в каком-либо регионе, то он должен поддерживать местную культурную самобытность и сохранять историко-культурное наследие, язык и национальные традиции.

Менеджер социально-культурной деятельности может работать в различных отделах и комитетах культуры, быть администратором всех уровней, менеджером различных учреждений. Данные специалисты также отвечают за культурно-досуговую деятельность. Они владеют специальными знаниями (социальная педагогика, психология, история, теория и методика культурно-досуговой деятельности) и педагогическими секретами организации досуга.

Необходимые качества менеджера социально-культурной деятельности

– эрудированность;
– умение аргументировать свое мнение и работать с аудиторией;
– оригинальность и нестандартность мышления;
– умение управлять людьми и работать в команде;
– активная жизненная позиция и высокая работоспособность;
– настойчивость и решительность;
– умение выстроить отношения с любым человеком на любой психологической дистанции;
– понимание правил поведения в обществе, стремление повлиять на общий уровень культуры;
– умение организовать и оптимизировать рабочий процесс;
– умение выстраивать стратегию поведения на далекую перспективу.

Где может работать менеджер социально-культурной деятельности

Менеджер социально-культурной деятельности может работать в следующих местах:

— агентства по организации праздников;
— театры;
— телевидение;
— центры досуга и народного творчества;
— парки культуры и отдыха;
— рекламные агентства;
— государственные учреждения культуры, искусства и т.д.

Социокультурный менеджмент

В условиях рынка социально-культурная деятельность приобретает еще более вариативный характер. Быстро развиваются коммерческие, предпринимательские виды деятельности, новые типы частных учреждений социокультурного сервиса с ночными клубами, казино, развлекательными, информационными, культурно-досуговым и центрами и т.д., открылись многообразные организационно-правовые и экономические возможности развития социокультурных моделей деятельности.

Управление социокультурной деятельностью. Говоря языком экономическим, спрос и предложение, в конечном счете, стимулирует, а иногда и сдерживает создание и освоение культурной продукции, что объясняет характер изменений в управлении социокультурной деятельностью.

Следовательно, управление социокультурной деятельностью — это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей.

Такие условия могут быть непосредственными — материальные, свобода творчества, моральные стимулы и опосредованными — бюджет свободного времени, развитие средств коммуникации, уровень образованности творцов и потребителей.

Современная управленческая культура должна строиться на принципах «открытости» культурной системы, перехода от вертикальных властных связей в ее управлении на горизонтальные добровольно-общественные методы управления.

Органы, обеспечивающие реализацию культурной политики государства, могут создавать условия для развития культуры, обеспечивать деятельность учреждений культуры экономически, финансово, методически, технологически и, таким образом, управлять развитием культуры, но управлять духовной и материальной культурой по своей сути абсурдно.

Управление социокультурной деятельностью — это сознательная деятельность государственных институтов по регулированию субъект-объектных отношений во всем их многообразии для достижения определенных социокультурных целей.

Специфические особенности управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрируется на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, правовых, организационно-управленческих, кадровых и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности.

Мудрость государственного управления социокультурной сферой в постсоветском обществе может быть проявлена в оптимальном сближении традиционных и инновационных подходов в развитии культуры, которые заключаются в:

· ориентации на новое с учетом традиции; использовании традиции как предпосылки модернизации; светской организации социокультурной жизни, не исключающей значимости религии и мифологии в духовной сфере;

· значении выделенной персональности, и, вместе с тем, использовании имеющихся форм коллективности;

· сочетании мировоззренческих и инструментальных ценностей;

· демократическом характере власти, признающей авторитеты в политике;

· сочетании психологических характеристик человека традиционного и современного общества;

· эффективном использовании науки при осуществлении традиционных ценностных социокультурных ориентации человека.

Реализация этого позволит сделать вывод о том, что в современном российском обществе идет активный процесс аккультурации — социокультурных изменений, взаимодействия традиционной и современной культуры как результат общественно-экономических преобразований, модернизации общества, который и является основой социально-культурного развития страны.

Социокультурная деятельность — это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы студии, кружки, любительские объединения в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

Специфические особенности управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрируется на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, правовых, организационно-упавленческих, кадровых и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности.

Особенности менеджмента в социально-культурной сфере

Менеджер социально-культурной деятельности – это профессионал с высоким уровнем общей культуры и эрудиции, изучающий такие дисциплины, как менеджмент и маркетинг, предпринимательство и экономика, финансовая и хозяйственная деятельность, социально-культурные технологии и культурное наследие, мировая культура и литература, история искусств и психология, педагогика и имиджелогия, реклама и этикет, иностранные языки.

В общественной практике социально-культурная деятельность очень многообразная область, основанная на важных потребностях личностного и общественного развития. Главным объектом ее становится человек. Именно он – объект просвещения и социализации, воспитания и инкультурации, основной заказчик эстетизации среды обитания и потребитель культуры.
Менеджер социально-культурной деятельности призван управлять отбором, хранением, производством и распространением культурных ценностей. Если это работа в каком-либо регионе, то он должен поддерживать местную культурную самобытность и сохранять историко-культурное наследие, язык и национальные традиции.

Менеджер социально-культурной деятельности может работать в различных отделах и комитетах культуры, быть администратором всех уровней, менеджером различных учреждений. Данные специалисты также отвечают за культурно-досуговую деятельность. Они владеют специальными знаниями (социальная педагогика, психология, история, теория и методика культурно-досуговой деятельности) и педагогическими секретами организации досуга.

Читать еще:  Что нужно сдать чтобы поступить на менеджера

В условиях рынка социально-культурная деятельность приобретает еще более вариативный характер. Быстро развиваются коммерческие, предпринимательские виды деятельности, новые типы частных учреждений социокультурного сервиса с ночными клубами, казино, развлекательными, информационными, культурно-досуговым и центрами и т.д., открылись многообразные организационно-правовые и экономические возможности развития социокультурных моделей деятельности.

Управление социокультурной деятельностью. Говоря языком экономическим, спрос и предложение, в конечном счете, стимулирует, а иногда и сдерживает создание и освоение культурной продукции, что объясняет характер изменений в управлении социокультурной деятельностью.

Следовательно, управление социокультурной деятельностью — это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей.

Такие условия могут быть непосредственными — материальные, свобода творчества, моральные стимулы и опосредованными — бюджет свободного времени, развитие средств коммуникации, уровень образованности творцов и потребителей.

Современная управленческая культура должна строиться на принципах открытости культурной системы, перехода от вертикальных властных связей в ее управлении на горизонтальные добровольно-общественные методы управления.

Собственно и термин управление мало гармонизирует с понятиями духовность, культурные ценности, нормы, идеалы, то есть теми категориями, которые составляют сущность культуры.

Управление социокультурной деятельностью — это сознательная деятельность государственных институтов по регулированию субъект-объектных отношений во всем их многообразии для достижения определенных социокультурных целей.

Специфические особенности управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрируется на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, правовых, организационно-управленческих, кадровых и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности.

Мудрость государственного управления социокультурной сферой в постсоветском обществе может быть проявлена в оптимальном сближении традиционных и инновационных подходов в развитии культуры, которые заключаются в: ориентации на новое с учетом традиции; использовании традиции как предпосылки модернизации; светской организации социокультурной жизни, не исключающей значимости религии и мифологии в духовной сфере;

— значении выделенной персональности, и, вместе с тем, использовании имеющихся форм коллективности;

— сочетании мировоззренческих и инструментальных ценностей;

— демократическом характере власти, признающей авторитеты в политике;

— сочетании психологических характеристик человека традиционного и современного общества;

— эффективном использовании науки при осуществлении традиционных ценностных социокультурных ориентации человека.

Реализация этого позволит сделать вывод о том, что в современном российском обществе идет активный процесс аккультурации — социокультурных изменений, взаимодействия традиционной и современной культуры как результат общественно-экономических преобразований, модернизации общества, который и является основой социально-культурного развития страны.

17. Технология организации и проведения культурно-массового мероприятия:

1. Анализ обстановки, определение темы мероприятия (о чём?), определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?), определение масштаба мероприятия, выбор формы воплощения замысла, сбор первоначальной информации и формулировка цели, составлении сметы расходов. Цель организаторов культурно-массового мероприятия – соединить в единый технологический процесс организаторский и методический виды деятельности.

· Создание сценарной, режиссёрской и организаторской групп для подготовки и проведения программы, Перед организаторами встаёт задача добиться понимания целесообразности общей деятельности, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи, нацелить на самостоятельное решение возникших вопросов, наладить информацию о положении дел.

· Создание организационно педагогических условий для творческого процесса. Выработка у участников мероприятия и актива чувства ответственности за порученное дело, умение соизмерять свои силы и возможности других в предстоящей работе.

2. Работа над сценарием (определение сюжетной линии; сверка продолжительности; разбивка на блоки, на которые между эпизодами включаются моменты мотивации; подбор эпизодов мотивации; анализ возможных изменении мотивации).

3. Репетиции программы (разводка по мизансценам; заучивание реплик; работа с реквизитом; адаптация к месту проведения мероприятия). Одна из особенностей массового мероприятия заключается в том, что его нельзя прорепетировать в целом.

4. Проведение мероприятия. Представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью данного мероприятия. Быстрота ориентировки даёт специалистам возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при неожиданной реакции зрителей.

5. Анализ мероприятия. Завершающий этап работы, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность. Качество анализа проведённого мероприятия во многом зависит от качества подготовки последующего мероприятия. Анализ мероприятия завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков в последующей деятельности.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 867 ;

Менеджмент социокультурной деятельности

В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео, прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.

В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют:

– искусство и профессиональное художественное творчество и образование;

– культурная деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность;

– материальное производство средств культуры и искусства.

Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности.

Профессиональное назначение менеджера социально – культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности: менеджера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уровней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодёжных Центров, центров социальной реабилитации, центров физической культуры и спорта, ночных клубов, казино, государственных, коммерческих, частных и других учреждений социокультурного типа.

Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким уровнем профессионализма в области современного социокультурного менеджмента, маркетинга, а также имеет высокий уровень общей культуры и эрудиции.

В основе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности лежит изучение таких дисциплин, как: менеджмент, маркетинг, экономика, финансовая и хозяйственная деятельность, предпринимательство, социально-культурные технологии, мировая культура, культурное наследие, литература, история искусств, педагогика, психология, имиджелогия, этикет, реклама, иностранные языки.

В этих условиях совершенно объективно возникает потребность в подготовке не только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности, но и арт-менеджеров, менеджеров выставок и презентаций. Подчеркнем, что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной специализации в указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров.

Деятельность художника в искусстве раскрывается в процессах непосредственного взаимодействия со зрителем, слушателем, потребителем.

Для того чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим такой менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но главное умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя. Для того чтобы, например, осуществить постановку пьесы зарубежного автора, арт-менеджеру необходимо найти перевод пьесы, арендовать сцену, составить расписание репетиций, скомплектовать труппу, составить и подписать контракт с режиссером, нанять художника-постановщика, организовать театральную технику, определить смету расходов, организовать рекламу, найти спонсоров, распространить билеты, организовать премьеру, сформировать бюджет.

Читать еще:  Ниу вшэ менеджмент расписание

Функции менеджера, таким образом, обретают следующую схему координации по видам деятельности:

1. Художественный аспект: а) перевод, б) выбор режиссера, в) выбор актеров, г) выбор художника-постановщика, д) приобретение костюмов, установка театральной техники, е) организация премьеры.

2. Организационный аспект: а) аренда помещения, б) расписание репетиций, в) организационная работа по распространению билетов

3. Маркетинг: а) организация рекламы, б) продажа билетов.

4. Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров.

Многоаспектный характер деятельности в данном случае указывает на необходимость использования не одного, а целой группы арт-менеджеров в каждом из четырех видов деятельности, наделенных соответствующими полномочиями и мерой ответственности. В целом же арт-менеджмент всей антрепризы должен состоять из следующих частей: администрация, служба по обеспечению маркетинга и финансирования, персонал и обслуга, организация творческого процесса.

Координация деятельности всего коллектива арт-менеджеров определяется такими факторами, как компетентность, высокий художественный уровень, осознанность миссии организации, умелое разделение труда и ответственности, отсутствие мелочной опеки, правильный выбор приоритетов и умение учитывать возникающие проблемы.

Таким образом, профессиональное назначение арт-менеджера заключается в следующих видах деятельности:

— менеджера (администратора, антрепренера, продюсера, импресарио, промоутера, руководителя) театров, театральных студий, концертных залов и концертных организаций, кинотеатров, кино и фотостудий, студий видео-и аудиозаписи, проката музыкальных инструментов и сценических костюмов, местных, региональных и центральных каналов телевидения, организаций книжной торговли и издательств, спортивных и игровых комплексов, городских парков, молодежных развлекательных ком­плексов, клубных учреждений и, наконец, комитетов по культуре и искусству регионов, отделов культуры городов и районов страны;

— менеджера профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и отдельных исполнителей, ансамблей и концертных групп, включая театральные, студийные, оркестровые и певческие, эстрадные и цирковые коллективы, солистов и исполнителей различных жанров; временных и постоянных групп, реализующих проекты праздничных массовых культурных программ, фестивалей, конкурсов, смотров, целевые проекты социокультурного развития.

Характер деятельности арт-менеджера предопределяет глу бокое усвоение им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия выдающихся мастеров эстрадного, театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноискусства, народно го творчества, познание теории и практики артистического ме неджмента в сфере шоу-бизнеса в стране и за рубежом.

Менеджмент выставок и презентаций

Деловая активность, развитие маркетин говых технологий в сфере культуры, революция в информации и информационных технологиях, обострение конкурентной борьбы ус корили научный поиск, разработку и широкое внедрение в практику выставочной деятельности и презентаций, деловых встреч и приемов.

Сегодня можно говорить о выставках и презентациях как о маркетинге идей и продуктов (художественных, научных, соци альных, политических) субъектов культуры, общественных ор ганизаций, художников и исполнителей, регионов, городов, мест, объектов, программ и т.д.

Выставки и презентации обрели характер социально-культурной деятельности, теории и практики функционирова ния культуры и искусства общества со зрелой рыночной эконо микой.

Менеджер выставок и презентаций получает специализа цию по организации и проведению международных, общерос сийских, республиканских, краевых, областных, городских вы ставок; организации выставок-продаж, аукционов произведений искусства, декоративно-прикладного творчества, моделей одежды, печатной книжной и журнальной продукции.

Такой специалист обеспечит проведение презентаций, пресс-конференций, культурных программ, фестивалей, конкур сов, тематических искусствоведческих, музейных, театральных смотров и показов.

Специалист в этой области владеет технологиями менеджерской и маркетинговой деятельности, навыками работы по созданию экспозиционных проектов, организации экспозиции, монтажа, разработки маршрутов движения посетителей на вы ставке, работы с дизайнерами и художниками, подготовки ката логов, работы с прессой, организации рекламы, учета запросов посетителей, административной и финансовой работы, оценки результатов выставки и др.

Дифференциация социально-ролевых видов деятельности в социокультурной сфере становится неким инвариантом, прису щим целой группе людей, которые выполняют качественно од нородные или близкие по содержанию функции.

Творческие группы (сектора) становятся мини-коллективами и выполняют менеджерские функции по отношению ко всем участни кам творческого процесса подготовки и осу ществления культурных проектов и программ, включая реальн ых и потенциальных посетителей учреждения культуры, ауди торию.

Разумеется, уровень профессионализма, профессиональная управленческая культура, профессиональная компетентность менеджеров социально-культурной деятельности далеко не од нозначны, и могут быть условно разделены на четыре типа:

Первый тип. Менеджер социально-культурной деятельно сти обладает высоким профессиональным уровнем и оптималь но мотивирован к работе в своей сфере. Его профессиональные качества, целеустремленность в работе гарантируют высокую эффективность деятельности

Второй тип. Менеджер положительно мотивирован к рабо те в социокультурной сфере, но имеет низкий профессиональ ный уровень. Его положительная мотивация, стремление «вы ложиться» на работе приносит мало пользы, а иногда может «наломать дров» из-за своего низкого профессионализма.

Третий тип. Менеджер с низким профессиональным уров нем и недостаточной мотивацией в работе социокультурных уч­ реждений. Такой тип относится к балласту управленческой сис темы, который тормозит развитие, отрицательно воздействует на коллег и структуры управления.

Четвертый тип. Менеджер обладает высоким профессио нальным уровнем, но слабо или вообще не имеет мотивации к работе в учреждениях социокультурной сферы. Он пассивен, безразличен к целям и задачам учреждения культуры, качеству и эффективности работы и всегда может уйти с работы на более выгодное для него место Его высокий профессионализм и низкая мотивация в работе отрицательно сказываются на других сотрудниках, «расхолажи вают» коллектив и тем самым наносят вред общему делу.

Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера

Субъекты социокультурной деятельности

Менеджмент в социокультурной деятельности проявляется в процессе разделения труда, дифференциации функционально-ролевых видов деятельности. В программе учебной дисциплины «Соци­ально-культурная деятельность» (авторы Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2001), являющейся по существу концептуальной основой одноименной специальности, четко сформулировано содержание социокультурной деятельности, в том числе определены ее субъекты и социокультурные институ­ты.

К числу субъектов социально-культурной деятельности среди прочих отнесены субъекты, занятые преимущественно управлением процессами отбора, хранения, производства и рас­пространения культурных ценностей.

Среди институциональных субъектов социокультурной деятельности называются институты, занятые производством духовных и материальных ценностей в науке, образовании, ис­кусстве; институты, занятые коммуникацией, трансляцией куль­турных ценностей, а также такие институты культурной инфор­мации, как СМИ, издательства и книжная торговля, музеи, вы­ставочные комплексы; институты неформальной творческой деятельности, связанные с организацией массовых праздников, народных гуляний, фестивалей, конкурсов, смотров, презента­ций, реализацией социально-культурных проектов и др.

Читать еще:  Информационный менеджмент кем работать

С данной концепцией созвучны и другие учебно-научные разработки ученых вузов культуры страны (Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры; Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социокультурной сфере; Рудич Л.И. Менеджмент социокультурной сферы; Карпухин О.И. Культурная политика и менеджмент) и др.

Со всей очевидностью сопринадлежность культуры и ис­кусства социокультурной сфере декларируется и в рекоменда­циях ЮНЕСКО «О межкультурной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры», принятых на 21 сессии 27 октября 1990 года.

В первом параграфе «Сфера применения и определения» культура классифицирована на следующие категории социо­культурной сферы. Это культурное наследие, публикации и ли­тература, музыка, исполнительское искусство, изобразительное искусство, кинематограф и фотография, радио и телевидение, спорт и игры, природа и окружающая среда, общее и местное управление.

При этом стандартизация статистики указанных подотрас­лей культуры рассматривается не столько в плане творческого производства, а с позиции сохранения, трансляции, распростра­нения и сбыта, концертной деятельности, исполнительства, про­изводства оборудования, инструментов, записи и воспроизведе­ния, проката, демонстрации, обслуживания спортивных и игро­вых площадок, городских парков, концертных залов, кинотеат­ров, государственного управления, обеспечения и обслуживания многоцелевого оборудования всей индустрии досуга.

Следовательно, в структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую

культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео, прокат, музеи, библио­теки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концерт­ные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киносту­дии, народные художественные промыслы и ремесла, художест­венные коллективы, учебные заведения.

В социально-культурной сфере, таким образом, функцио­нируют:

— искусство и профессиональное художественное творчест­во и образование;

— культурная деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность;

— материальное производство средств культуры и искусства.

Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддает­ся своей дальнейшей градации и выделению более узких и кон­кретных типов организаций и видов деятельности. Эта диффе­ренциация находит свое воплощение как на уровне принятия за­конодательных документов, так и в практике руководства от­раслями (отделов музеев, театров, библиотек, клубной деятель­ности, региональных органов управления культурой и искусст­вом).

Менеджмент социально-культурной деятельности

Профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятель­ности заключается в осуществлении сле­дующих функционально-должностных видов деятельности: менеджера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уровней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодёжных центров, центров социальной реабилитации, центров физиче­ской культуры и спорта, ночных клубов, казино, государствен­ных, коммерческих, частных и других учреждений социокуль­турного типа.

Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким уровнем профессионализма в области современного социокультурного менеджмента, маркетинга, а также имеет вы­сокий уровень общей культуры и эрудиции.

В основе профессиональной подготовки менеджеров соци­ально-культурной деятельности лежит изучение таких дисцип-

лин, как: менеджмент, маркетинг, экономика, финансовая и хо­зяйственная деятельность, предпринимательство, социально-культурные технологии, мировая культура, культурное насле­дие, литература, история искусств, педагогика, психология, имиджелогия, этикет, реклама, иностранные языки.

В этих условиях совершенно объективно возникает потреб­ность в подготовке не только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности, но и арт-менеджеров, менеджеров выставок и презентаций. Подчеркнем, что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной спе­циализации в указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров.

Арт-менеджмент

Деятельность художника в искусстве раскрывается в процессах непосредственно­го взаимодействия со зрителем, слушателем, потребителем.

Для того чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руково­дителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим такой менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творче­ства, но главное умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя.

Для того чтобы, например, осуществить постановку пьесы зарубежного автора, арт-менеджеру необходимо найти перевод пьесы, арендовать сцену, составить расписание репетиций, скомплектовать труппу, составить и подписать контракт с ре­жиссером, нанять художника-постановщика, организовать теат­ральную технику, определить смету расходов, организовать рекламу, найти спонсоров, распространить билеты, организо­вать премьеру, сформировать бюджет.

Функции менеджера, таким образом, обретают следующую схему координации по видам деятельности:

1. Художественный аспект: а) перевод, б) выбор режиссера, в) выбор актеров, г) выбор художника-постановщика, д) приоб­ретение костюмов, установка театральной техники, е) организа­ция премьеры.

2. Организационный аспект: а) аренда помещения, б) рас­писание репетиций, в) организационная работа по распростра­нению билетов.

3. Маркетинг: а) организация рекламы, б) продажа билетов.

4. Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров.

Многоаспектный характер деятельности в данном случае указывает на необходимость использования не одного, а целой группы арт-менеджеров в каждом из четырех видов деятельно­сти, наделенных соответствующими полномочиями и мерой от­ветственности. В целом же арт-менеджмент всей антрепризы должен состоять из следующих частей: администрация, служба по обеспечению маркетинга и финансирования, персонал и об­слуга, организация творческого процесса.

Координация деятельности всего коллектива арт-менеджеров определяется такими факторами, как компетент­ность, высокий художественный уровень, осознанность миссии организации, умелое разделение труда и ответственности, от­сутствие мелочной опеки, правильный выбор приоритетов и умение учитывать возникающие проблемы.

Кроме того, нетрудно заметить, что насыщенность куль­турного информационного пространства, возросшие культурные запросы населения и оздоровление финансовых возможностей даже традиционных клубных учреждений изменили приорите­ты, цели, задачи и содержание их деятельности, в которых все больше места занимает профессиональное искусство, концерт­ная деятельность, что требует профессиональной менеджерской организации и управления этими процессами в самих клубных учреждениях.

Таким образом, профессиональное назначение арт-менеджера заключается в следующих видах деятельности: ме­неджера (администратора, антрепренера, продюсера, импреса­рио, промоутера, руководителя) театров, театральных студии, концертных залов и концертных организаций, кинотеатров, ки­но и фотостудий, студий видео- и аудиозаписи, проката музы­кальных инструментов и сценических костюмов, местных, ре­гиональных и центральных каналов телевидения, организаций книжной торговли и издательств, спортивных и игровых ком­плексов, городских парков, молодежных развлекательных ком­плексов, клубных учреждений и, наконец, комитетов по культу­ре и искусству регионов, отделов культуры городов и районов страны; менеджера профессиональных и самодеятельных твор-

ческих коллективов и отдельных исполнителей, ансамблей и концертных групп, включая театральнно-студийные, оркестро­вые и певческие, эстрадные и цирковые коллективы, солистов и исполнителей различных жанров; временных и постоянных групп, реализующих проекты праздничных массовых культур­ных программ, фестивалей, конкурсов, смотров, целевые проек­ты социокультурного развития.

Характер деятельности арт-менеджера предопределяет глу­бокое усвоение им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия выдающихся мастеров эстрадного, театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноискусства, народно­го творчества, познание теории и практики артистического ме­неджмента в сфере шоу-бизнеса в стране и за рубежом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector