41pro.ru

Уроки и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программно целевое планирование это основа стратегического менеджмента

Программно-целевое планирование

Программно-целевое планирование находит широкое применение в практике стратегического управления. Оно представляет собой развитие идей нормативного прогнозирования, при котором прогноз разрабатывается но принципу от поставленной цели к способам се реализации, и представляет собой своеобразный «мостик» между прогнозом и стратегическим планом. Система мероприятий, разработанных в процессе программно-целевого планирования, формируется как последовательность мероприятий, направленных на реализацию подцелей, в конечном итоге обеспечивающих достижение поставленной стратегической цели развития объекта управления. Программно-целевое планирование используется как при внутрифирменном и корпоративном управлении, так и при государственном управлении.

Программно-целевое планирование — это вид стратегического планирования, ориентированный на достижение стратегической цели путем последовательной реализации иерархически упорядоченных подцелей с помощью конкретных путей, способов и средств их достижения.

В процессе программно-целевого планирования последовательно определяются цели, которые должны быть достигнуты, технологии их достижения, ресурсы, необходимые для их достижения. На их основе формируется программа мероприятий, направленных на достижение поставленных стратегических целей, с определением сроков исполнения и исполнителей. С помощью целевой программы осуществляется управление действиями по достижению поставленной стратегической цели.

Целевая программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегии развития объекта управления, которым может быть как отдельная компания или корпорация, так и реализация одного из основных направлений государственной стратегии. Таким образом, целевая программа представляет собой, по существу, стратегический план, в основе которого ориентация на последовательное достижение иерархически упорядоченной системы целей, направленных на реализацию стратегии развития объекта управления. Она может называться государственной целевой программой, комплексной целевой программой и т.д.

Технологии программно-целевого планирования

Программно-целевое планирование начинается с определения иерархически упорядоченной системы целей и подцелей, т.е. сначала определяется стратегическая или генеральная цель — цель высшего иерархического уровня, затем цели первого иерархического уровня, достижение которых необходимо для достижения генеральной цели, затем цели второго иерархического уровня и т.д. Иными словами, строится дерево целей, представленное ранее на рис. 4.9.

После того как дерево целей построено, определяются мероприятия и технологии последовательного достижения его целей, начиная от целей нижнего иерархического уровня и кончая технологиями непосредственного достижения генеральной цели программы. Затем определяются ресурсы, необходимые для их достижения в соответствии с выбранными технологиями их достижения, сроки выполнения мероприятий по их достижению, исполнители.

Поскольку целевая программа представляет собой, как правило, сложный комплекс последовательно осуществляемых мероприятий для достижения стратегической цели, формируется система управления, которая организует выполнение мероприятий программы, в том числе доведение заданий программы до исполнителей, контроль их выполнения и корректировки при наступлении изменений, делающих такую корректировку необходимой. Формируется система управления реализацией целевой программы с учетом необходимости реализации ее дерева целей.

Программно-целевой подход к стратегическому планированию

Программно-целевой подход к стратегическому планированию — это один из видов стратегического планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных ранее целей. Любой метод стратегического планирования направлен на достижение каких-либо определенных целей. В данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение основных целей и их постановка, и лишь, затем подбираются пути достижения выделенных ранее целей.

Суть программно — целевого подхода к стратегическому планированию в любой сфере жизнедеятельности заключается в отборе приоритетных целей социального и экономического развития общества, разработке сочетающихся мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом их целевого использования.

Таким образом, программно — целевой подход к стратегическому планированию построен по схеме «цели — пути — способы — ресурсы». Для начала определяются цели, которые в конечном результате должны быть достигнуты, после этого намечаются пути их реализации, а потом — более четкие способы поиска средств на их реализацию. В конечном результате, определив перед собой какие — либо цели, создатель разрабатывает ряд мероприятий для достижения ключевых целей. Отсюда следует, что особенностью этого метода планирования является не просто прогноз будущего состояния, а составление конкретной программы достижения желаемого конечного результата. Следовательно, программно — целевой метод стратегического планирования злободневен, он позволяет не только наблюдать за ситуацией в той или иной сфере жизнедеятельности, но и влиять на ее конечные результаты [8].

Особенностью программно — целевого планирования в стратегическом развитии является способ влияния на всю систему в целом. В центр угла ставится не система, как отдельная составляющая, а ее придаточные элементы и сложившаяся в ней ранее структура.

Из положений, проанализированных выше, следует, что ключевым понятием программно — целевого стратегического планирования является мероприятие. Комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и заданных целей, достигаемых с их помощью, не что иное, как план по реализации стратегии.

В программно — целевом подходе к внутреннему стратегическому планированию, основой управления организацией является так называемая целевая программа, в которой сформулированы цели и комплекс мер по их достижению. Поскольку, условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием той сферы, которую затрагивает стратегия. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы.

Проведение комплекса мероприятий по изменению целей и программы действий — это задача руководителя, а именно руководителя высшего звена.

Процесс программно-целевого стратегического планирования проходит поэтапно. При этом выделяются следующие этапы:

1. Разработка конкретных и общих целей.

2. Определение детализированных целей на заданный период времени (1, 3, 9, 15 лет).

3. Нахождение путей и ресурсов их достижения.

4. Контроль за достижением поставленных ранее целей путем сопоставления плана с тем, что имеется.

На практике обосновано, что применение программно — целевого стратегического планирования позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к реальным, что в значительной степени способствует успешному развитию стратегии. Намного чаще этот метод используется при государственном планировании.

Программно — целевой метод является одним из наиболее часто применяемых и наиболее эффективных методов государственного регулирования, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана мероприятий исходя из тех целей развития, которые были поставлены в самом начале.

В основу программно — целевым стратегическим планированием встают и более конкретные задачи, непосредственное влияние, на размещение новых организаций, миграционные потоки, развитие отдельных сфер жизнедеятельности (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).

Программно — целевой метод стратегического планирования и управления несет за собой определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально — экономические процессы, с точки зрения стратегического планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки прогнозов, поскольку они содержат четкие предложения по воздействию на ту или иную сферу жизнедеятельности страны или муниципалитета.

Читать еще:  Отрасли менеджмента список

Наиболее конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы. Целевая комплексная программа — это документ, в котором зеркально отражаются цели и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем социальных или экономических проблем.

1. По содержанию целевые комплексные программы можно разделить на несколько видов. Социально — экономические программы — предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения.

2. Производственно — экономические программы — предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств.

3. Областные или муниципальные программы — направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах.

4. Организационно — хозяйственные программы — направлены на совершенствование организации управления экономикой [25].

Комплексные программы разрабатываются на разные периоды как долгосрочные, так и краткосрочные, в зависимости от заданного периода.

Разработка целевых комплексных программ с использованием программно — целевого метода стратегического планирования осуществляется в определенном порядке.

1. Составляется перечень особо острых проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, ресурсы, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2. Издается поручение на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем воссоздают цели программы, лимиты ресурсов, участники и прочие детали для реализации программы. На этом этапе выделяют параметры, характеризующие основные цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным, намеченным срокам. Позже главная цель разбивается на подцели.

3. Формируются состав поручений и комплекс мероприятий для реализации комплекса программ. Состав основных поручений программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из поручений разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4. Расчет главных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты вещественных, рабочих, финансовых ресурсов, необходимых для осуществления программы. Выводится перечень материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

5. Заключительный этап. Он связан с формированием документов, согласованием и, при необходимости, с ратификацией программы.

В России применение программно — целевых методов позволило обеспечить преимущественную поддержку. Стоит выделить приоритетные направления научно-технического развития, как машиностроение, информатизация, лекарства и медицина, экология, сельское хозяйство, дальнейшее развитие перспективных научных исследований и разработок в области технологий, оптоэлектроники, новых материалов с особыми свойствами, методов, способов обработки информации, специальной вычислительной техники и т.д.

Программно — целевой метод планирования выглядит довольно приятным, т. к. позволяет в значительной степени влиять на исследуемую обстановку. Однако у него есть ряд существенных недочетов, которые рассмотрены ниже.

1. Методическая неоконченность. К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплекса программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно — целевого стратегического планирования и управления, соотношение плана и программы. В результате приходится адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода, который является наиболее эффективным для решения хорошо изученных проблем, т. к. для них сравнительно нетрудно провести какое-либо исследование по схеме «цель — система мероприятий — система управления».

2. Программно — целевое стратегическое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем.

Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Руководители программ при создании новых систем управления предпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшить риск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет на пользу создаваемой программе.

3. «Забывчивость» систем управления. Имеется в виду обстоятельство, когда на каком — то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. эксперты связывают это с тем, что такая связь первоначально не была учтена в полной мере при создании системы, определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению.

4. Отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ.

В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания программы и соответствующей системы управления для решения какой — либо конкретной проблемы.

5. Недостаточная оперативность. Порой с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый урон от пренебрежения проблемы. Таким образом, сущность программно — целевого метода стратегического планирования заключается в отборе основных мишеней социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом их эффективного использования. Программно — целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом — относительно отдельной организации, и макроэкономическом — относительно экономики страны в целом. Все недостатки программно — целевого планирования связаны с недостаточностью научной базы по данному вопросу [19].

Программно-целевое планирование: понятие, метод и сущность

Навык планирования в любой сфере деятельности находит себе применение. Это особенно актуально для крупных организаций и предприятий, в деятельности которых задействованы десятки подразделений и сотни сотрудников. Например, программно-целевое планирование может применяться даже на уровне всего государства и отдельных муниципалитетов.

Понятие

Знакомство с любым новым термином лучше начинать с формулирования его точного определения. Давайте именно так и поступим.

Итак, что такое программно-целевое планирование и в чем его сущность?

Эта информация будет особенно полезной тем, кто работает в сфере менеджмента и занимает другие управленческие должности.

Прежде всего, нужно понимать, что это одна из разновидностей планирования, которая отличается от остальных тем, что нацелена на достижение поставленных целей.

С одной стороны, кажется, что абсолютно любое планирование нацелено на конкретные цели. Однако программно-целевой метод уникален. При его применении сначала занимаются формулированием целей и только после этого разрабатывают возможные способы их достижения.

По сути, вся схема программно-целевого метода планирования укладывается всего лишь в четыре крупных этапа:

Все начинается с постановки целей, которые должны быть достигнуты. Далее как бы в черновом варианте создают наброски, формулируя возможные пути достижения. Далее все сводится к нахождению конкретных способов и средств для реализации программы, направленной на достижение целей, которые формулируют на начальном этапе.

Сущность

Программно-целевое планирование предполагает применение системного подхода для решения какой-либо стратегической задачи.

Оно позволяет заниматься постановкой и последующим решением довольно-таки сложных задач, которые находятся на стыке сразу нескольких отраслей и разных уровней государственной власти. Вот почему необходимо тщательно продумывать и организовывать механизмы, делающие возможной стыковку подобных субъектов.

Читать еще:  Менеджмент как профессия

Сущность, которую скрывает в себе программно-целевое и стратегическое планирование, предполагает комплексный подход, так как при достижении поставленных задач, как правило, задействуются интересы сразу нескольких субъектов. Ни один из них не может в одиночку добиться реализации указанной цели. Вот почему предполагается их объединение в единый механизм.

Программно-целевое планирование, как говорилось выше, направлено на достижение поставленных задач.

Суть метода заключается в следующем.

  • Определение всех компонентов сформулированной задачи, а также изучение их взаимосвязей.
  • Формулирование конкретных целей, достижение которых в конечном счете приведет к решению проблемы.
  • Формирование механизма, позволяющего равномерно распределить ресурсы, чтобы не допустить их нехватки или избытка.
  • Создание системы для управления процессом реализации разработанной программы.
  • Контроль эффективности выполняемых мероприятий.

Итак, на основе сформулированных компонентов несложно сделать вывод, что применение программно-целевого планирования имеет свои особенности. Среди которых выделяют системный подход к решению задачи, а также последовательность запланированных действий. При столь грамотной организации процесса удается наиболее точно предсказать результат.

Особенности

Программно-целевое планирование и управление отличается от остальных методов тем, что позволяет не только прогнозировать результат, а составлять детальную программу, направленную на его достижение. То есть, по сути, этот способ направлен на реальные действия, а не составление теоретических прогнозов. Его задача – не просто наблюдать ситуацию развития, но и влиять на последствия, что значительно повышает шансы на достижение запланированных результатов и намеченных целей.

Следующая особенность, которую скрывает в себе программно-целевое планирование, состоит в способе влияния на разработанный план. Главным объектом внимания становится не сама система, а процесс управления ею и ее составными элементами.

Итак, ключевое понятие этого метода – программа, которая подразумевает под собой целый комплекс различных мероприятий, направленных на достижение запланированных целей. От остальных методов данная разновидность планирования отличается своей действенностью. То есть это не просто теоретический план, а фактическое влияние на экономические и другие показатели, которые составляют основу заданных целей.

Методы

Программно-целевое бюджетное планирование, как и другие его разновидности, может быть основано на различных методах. Роль методологии в сфере прогнозирования сложно переоценить. Это связано с быстрыми изменениями в экономиках и других сферах человеческой деятельности, к которым применяется термин «планирование».

Итак, по сути, все используемые методы делятся на две больших группы.

  • Методы прогнозирования, которые включают в себя эвристические и экономико-математические методы.
  • Методы планирования, включающие в себя методы подготовки и последующей реализации планов.

Давайте подробнее поговорим о каждом из вышеперечисленных пунктов.

Эвристические методы

Суть их состоит в субъективности. Так как они отражают точку зрения, присущую тому, кто занимается теоретическим прогнозированием. Это относится, как правило, к социологическим, а также экспертным методам.

Первые задействуют с целью определить текущее положение в государстве в целом или на рынке определенных товаров. Вторые выступают исключительно в роли дополнения к другим методам программно-целевого бюджетного планирования, так как обладают серьезным недостатком. Они субъективны и предоставляют невысокую точность из-за субъективной оценки.

Экономико-математические методы

Предполагают использование объективного наблюдения, а также измерения показателей. Далее на основе полученной таким способом информации благодаря расчетам и математическому моделированию составляют прогноз.

Отдельно стоит сказать о статистических методах, которым свойственно присутствие в любом способе планирования, включая рассматриваемый нами метод.

Методы подготовки планов

Нередко для разработки планов используют методы математического программирования, в число которых входят следующие варианты.

  • Задачи, касающиеся разработки наиболее оптимального плана производства. Их сущность предполагает определение наиболее перспективного по объему плана даже в условиях наличия ограниченного количества ресурсов.
  • Логистические задачи направлены на разработку наиболее оптимального плана перевозок, при которых исполнитель программы несет минимальные транспортные расходы, позволяющие при этом достичь реализации цели и не нанося никакого ущерба конечному результату.

Помимо вышеперечисленного математического метода, при подготовке планов может быть также задействована теория игр.

Методы реализации планов

Предполагают разработку планов двух нижеперечисленных типов.

  • Директивные, то есть предполагающие точное безукоризненное выполнение. Их особенность состоит в однозначности и соответствии существующим возможностям задействованных субъектов либо конкретного объекта.
  • Индикативные, предполагающие ориентиры экономического развития. Подобные планы не требуют точного исполнения и могут изменяться в зависимости от конкретных условий реализации.

Стоит отметить, что программно-целевое планирование, как правило, предполагает сочетание вышеперечисленных методов. С какой целью?

В целом методы планирования охватывают более узкое понятие, чем прогнозирование. Так как первые предполагают разработку плана в одном или нескольких вариантах с последующим утверждением.

Государственное программно-целевое планирование

Стоит отметить, что рассматриваемый нами термин актуален к применению на разных уровнях. Если оперировать экономическими понятиями, то речь идет о микроэкономическом планировании, когда речь идет об отдельной организации, и макроэкономическом, когда это касается экономики всего государства.

В последнем случае вышеназванный метод считается одним из наиболее распространенных и одновременно эффективных. Ему свойственны все признаки, обсуждаемые раньше. То есть план разрабатывают, исходя из целей дальнейшего развития экономики, а затем изыскивают для них средства и определяют наиболее эффективные и действенные способы реализации.

Муниципальное программно-целевое планирование

Перед ним, по сути, ставят такие же задачи, как и перед государственным. В частности это касается размещения новых предприятий, взаимодействия с мигрантами, развития новых территорий и депрессивных районов и т. д.

По сути, все методы, которые включает в себя государственное, а также муниципальное экономическое развитие, разделяют на несколько групп. Давайте их перечислим.

  • Косвенные. Сюда относят налоговую, кредитную, а также таможенную политику.
  • Прямые. Это финансовое регулирование в виде предоставления социальных дотаций, субсидий, субвенций.
  • Контроль за производственной деятельностью. Это заказы на продукцию, установление квот и обязательное лицензирование.
  • Программно-целевой метод планирования и управления предполагает составление и последующую реализацию программ, направленных на развитие приоритетных экономических сфер. Надо сказать, что этот метод включает в себя все остальные, а потому считается наиболее действенным. Он позволяет достичь того, на что не способен ни один из перечисленных выше методов в отдельности.

Итоги

Сущность, которая скрывается за термином программно-целевого планирования, состоит в том, что он позволяет отбраковать основные экономические, социальные и научно-технические цели, направленные на развитие общества и государства в целом. При этом нужно разработать конкретные мероприятия, направленные на достижение запланированных целей, установить точные сроки и контролировать процесс реализации ранее намеченных действий.

Программно-целевой метод планирования требует наличия документальной базы. Если речь идет о государстве, то в качестве документальной базы используют прогнозы социально-экономического развития, которые содержат эффективные меры, направленные на дальнейшее развитие экономики государства.

Стратегическое планирование и программно-целевое управление на муниципальном уровне

Описание образовательной программы

Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Цель разработки Концепции – «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 — 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе».

Читать еще:  Менеджмент в ит

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

  • основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
  • стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
  • формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
  • цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
  • цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
  • параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Знание муниципальными служащими основ стратегического планирования и разработки целевых программ способствует реализации данной Концепции.

Курс направлен на совершенствование профессиональных компетенций:

  • способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями (ПК-1);
  • способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро и макроуровне (ПК-8);
  • способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10);
  • способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12).

В результате изучения курса слушатель будет:

  • понятийный аппарат теории территориального стратегического планирования;
  • концепции и современные подходы к территориальному стратегическому управлению;
  • основные методы разработки и реализации территориальных стратегических планов;
  • содержание основных управленческих технологий, используемых для разработки и реализации территориальных стратегических планов;
  • основные методы мониторинга и оценки результатов деятельности по реализации стратегий.
  • выявлять и объяснять закономерности и принципы, реализуемые в стратегическом управлении регионами и муниципалитетами;
  • анализировать и оценивать стратегии и стратегические планы, социальные и экономические программы городов и регионов.
  • навыками работы с нормативными актами, иными документами системы стратегического территориального планирования региона или муниципального образования;
  • приёмами поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования стратегических планов, а также анализа проблем социально-экономического развития региона или муниципального образования и формирования стратегических направлений их решения;
  • навыками организации разработки стратегических планов в режиме коммуникативного планирования.

Успешное окончание обучения по программе данного курса позволит специалистам:

  • использовать нормативно правовые акты для стратегического планирования;
  • проводить анализ показателей социально-экономического развития
  • осуществлять прогноз развития муниципального образовать;
  • принимать участие в разработке стратегических документов
  • использовать инструменты реализации планово-программных документов.

Цель курса

Совершенствование компетенций, необходимых для осуществления стратегического планирования и программно-целевого управления на муниципальном уровне.

Целевая аудитория

  • лица, замещающие государственные и муниципальные должности;
  • работники органов местного самоуправления;
  • лица, состоящие в кадровом резерве на замещение соответствующей должности гражданской или муниципальной службы.

Содержание

1. Теоретические основы стратегического планирования и программно-целевого управления.

2. Нормативно-правовое регулирование стратегического планирования в РФ.

3. Показатели социально-экономического развития муниципального образования. Анализ территориального развития.

4. Прогнозирование развития муниципального образования.

5. Организация разработки стратегических документов

6. Методы стратегического анализа.

7. Содержание стратегии муниципального образования.

8. Инструменты реализации планово-программных документов.

Сущность программно-целевого метода планирования

Программно-целевое планирование — это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели — пути — способы — средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем — более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Итак, программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает:

  • 1) разработку программ с учетом стратегических целей;
  • 2) определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.

Программа — это научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.

По содержанию выделяют:

  • 1) экономические;
  • 2) социальные;
  • 3) научно-технические;
  • 4) инновационные;
  • 5) инвестиционные;
  • 6) экологические;
  • 7) оборонные программы.

Они могут быть направлены на решение:

  • 1) политических;
  • 2) национальных;
  • 3) чрезвычайных;
  • 4) религиозных задач;
  • 5) проблем преступности и т.д.

По временному периоду программы бывают:

  • а) долгосрочные (свыше 10 лет);
  • б) среднесрочные (3-5 лет);
  • в) краткосрочные (до года).

В составлении программы выделяются следующие этапы:

  • 1) отбор проблем для включения в программу;
  • 2) принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;
  • 3) экспертиза и оценка целевой программы;
  • 4) утверждение целевой программы;
  • 5) управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.

Отбор проблем для их программной разработки и решения определяется следующими факторами:

  • 1) значимость проблемы;
  • 2) невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма, и необходимость государственной поддержки ее решения;
  • 3) принципиальная новизна технических, организационных и иных мероприятий, крайне нужных для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
  • 4) необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

Для программно-целевого метода на современном этапе развития образования характерно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции: пространственной, когда требуется объединить усилия субъектов и временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой.

Основное в программно-целевом подходе — это органическое единство четко структурированной содержательной части программы с формированием и использованием организационного и финансового механизмов ее реализации, контролем реализации (последнее является одновременно и элементом активно функционирующей обратной связи).

Тем не менее, несмотря на то, что программно-целевой метод планирования служит важнейшим инструментом осуществления государственной политики в экономике Украины, в настоящее время его эффективность невелика, и часто оно заменяется текущим административным управлением.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector