41pro.ru

Уроки и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные правила тренинга

Правила тренинга

  1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
  2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  3. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
  4. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что. ”, “Некоторые из нас думают. ” заменяем на “Я считаю, что. ”, “Я думаю. ”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
  5. Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.
  6. «Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
  • Не опаздывать! Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.

    В случае, если кого-то не устраивают какие-либо правила, то нужно решить: принять их или уйти. Во время обсуждения дается возможность высказаться всем желающим, выслушать их предложения, а также обсудить их.

    Тренинги, которые не предполагают групповую форму (например, различные аутотренинги), также имеют необходимые условия их эффективности. Так, необходима концентрация на том качестве, которое хочешь в себе воспитать, необходимо умение полного расслабления, а также возможность давать простор своему воображению.

    Что нужно знать тренеру?

    Как научиться быть тренером?

    Участвовать в тренингах и проводить их самому как можно больше. В данной ситуации вы – не учитель, который должен “научить жить”, вы лишь помогаете каждому изучить себя и других людей, понять свои чувства, контролировать собственные мысли и поступки.

    Наиболее оптимальная позиция ведущего

    – позиция друга, понимающего и доброжелательного, внимательного и взыскательного и, главное, способного помочь любому стать самим собой. Вы только помогаете, всю активную работу проводит сам участник.

    Ведущий должен стараться создать нестандартную обстановку.

    Это будет способствовать интересу к тренингу и раскрепощению его участников. Оптимально – круговое расположение участников на стульях вместе с тренером. Можно даже всем сесть на пол. Желательно предусмотреть возможность перестройки пространства в соответствии со сменой характера общения. Здесь имеется в виду то, что для игр и заданий, которые будет предлагать ведущий участникам, может потребоваться достаточно места для их проведения. Помещение, где будет проходить занятие, не должно быть слишком тесным. Желательно, чтобы группа чувствовала себя достаточно свободно в помещении, но в то же время и не терялась в нем. Здесь следует исходить из количества участников тренинга. Свет в помещении не должен быть очень ярким. Желателен магнитофон, фонограммы различных темпов и ритмов.

    Вообще, ведущий – это участник, который объясняет правила игр и следит за тем, чтобы они не нарушались.

    Его цель – не демонстрация своих блестящих способностей (работа для группы), а помощь в построении отношений общения между участниками (работа с группой). Для создания игрового процесса ведущий может чередовать различные эмоциональные состояния участников, учитывать смену возможных ритмов работы, менять формы общения.

    Самая большая ошибка – думать, что тренер – “гений общения”. Он элегантен, остроумен, артистичен и может найти выход из любого положения. Это традиционный взгляд на лидера в многочисленной аудитории. Другой стереотип: “тренер должен быть активным и энергичным, он должен заряжать участников своей энергией”. Но как это мешает контакту с участниками! Тренер должен быть самим собой и не бояться этого.

    Еще один стереотип: тренер-учитель, то есть человек, который обладает огромным запасом психологических знаний. Вместо роли всезнающего Учителя лучше выбрать роль Организатора ситуаций. Тренер создает возможности, атмосферу, среду, а участники будут сами выбирать из этого. Что из этого получится, будет зависеть от них самих. Таким образом, тренер отвечает за процесс тренинга, а сами участники – за его результаты. Ценность такого подхода в том, что снижается зависимость участников от тренера. Тренер должен вступить с участниками не в дружеские, а в специальные рабочие отношения. Основная задача начинающего тренера – выработать свой уникальный и неповторимый стиль ведения занятий.

    Трудные ситуации для тренера и как с ними справляться

    Группа вам не нравится. Это говорит о том, что до тренинга вы сформировали в своей голове некий образ будущей группы. Но истинное удовольствие вы можете получить, работая с реальной группой. В целях профилактики рекомендуется не конкретизировать заранее свои ожидания. Чем более они детализированы, тем вернее будет ваше разочарование.

    Вы волнуетесь перед группой. Только не расценивайте это как слабость и не скрывайте свое волнение. Если мы пытаемся подавить эмоции, они только усиливаются, а если не боимся их проявить, это ведет к разрядке и их исчезновению. Лучше скажите о своем волнении во всеуслышание. Это добавит вам искренности и убедительности. Так следует поступать и с другими беспокоящими вас чувствами (страх, усталость, злость).

    Участники разговаривают и на вас не обращают внимания. Самое беспомощное действие в этой ситуации – кричать: “Послушайте меня!” Более эффективным будет предложить им: “Посмотрите, что я сейчас буду делать”. Это можно сопровождать замысловатыми движениями рук над головой. Шевелите руками до полной тишины. Поблагодарите участников за внимание и скажите то, что собирались сказать.

    Участники требуют от вас большей активности и поддержки. Поддержка психолога необходима, но должна быть наименьшей из всех возможных. В данном случае участники проецируют на вас свои сильные качества. Помогая им больше необходимого, вы тем самым забираете их силу себе и ослабляете участников.

    Вы потеряли ориентацию и не знаете, что делать дальше. Не суетитесь и не нервничайте. Если вы не знаете, что делать, то и не надо ничего делать. Посидите, помолчите вместе с участниками. Расскажите, как вы любите тишину в группе, какие важные процессы в это время происходят. Может быть, действительно, на вашем тренинге наступит время тишины и покоя.

    Читать еще:  Тренинги для подростков в москве

    Задуманный вами сценарий тренинга не получается. Испортить тренинг может заранее приготовленный план. В этом случае, вместо организации творческого общения, вы будете загонять участников в свой сценарий. При этом может произойти смещение акцентов. Ценным становится соответствие поведения участников вашему проекту, то есть вы начинаете обучать их послушности, а не общению.

    Вы почувствовали сильную усталость во время или после тренинга. Усталость свидетельствует о том, что вы делали что-то неправильно. Она говорит о несоответствии вашего состояния и состояния группы, о трате сил на противоборство этих состояний.

    12 правил проведения тренинга

    Как правило, тренинги проводятся для повышения уровня квалификации сотрудников разных профессий, но одним из составляющих успешного его проведения, является установка основных правил.

    Рассмотрим их подробнее:

    12 основных правил для успешного проведения тренинга

    1. Мобильные телефоны! (это правило даже не записывается, настолько оно просто – мобильные телефоны отключаем или переводим в режим вибро, т.к. для аудитории всегда интереснее звонок мобильного или вновь входящий участник, чем тренер).

    2. Говорит один — уважение к говорящему (помимо общего соблюдения принципов этичности, так мы боремся с групповой шизофренией, которая непременно возникнет у участников, если они будут пытаться сразу улавливать высказывания нескольких людей).

    3. Погоны сняты (на тренинге нет должностей, а также нет опыта – все равны и каждый имеет право на равное внимание тренера и участников).

    4. Регламент — ценить время (обращаем внимание участников на соблюдение регламента: как в целом тренинга, так и времени, выделенного для каждого упражнения).

    5. Конфиденциальность (вся высказанная информация, высказанная на тренинге в конфиденциальном формате должна остаться в аудитории).

    6. «Освободи чашку» (правило основано на древней притче. «В одном селении жил старый мудрец. Однажды он услышал, что недалеко появился молодой ученый. Который настолько мудр, что дает совет любому обратившемуся к нему. Вот старик-мудрец и отправился к этому ученому и попросил его поделиться своей мудростью. Молодой ученый предложим старику выпить с ним чай. Он поставил на стол чашку и начал наливать в нее воду. В итоге вода постепенно заполнила чашку и начала выливаться за края. После она залила стол и начала литься на пол, старик закричал «Что ты делаешь?» Тогда молодой ученый ответил: «Посмотри, я не могу налить в чашку больше, чем в ней уже есть. Аналогично я не могу научить мудрости тебя, ты и так уже мудр, чаша твоих знаний заполнена». Согласно этому правилу тренинга, для того, чтобы узнать что-то новое, мы предлагаем участникам на время тренинга освободить свою чашу знаний для нового опыта, хотя бы на время тренинга увидеть все новыми глазами).

    7. «Правило послушника» (каждый участник берет на себя обязательство выполнять ровно то, что просит тренер).

    8. Трап (правило основано на ассоциации с корабельным трапом: когда трап поднимается и начинается тренинг, никто из участников не покидает комнату один, он ожидает, когда наступит перерыв, опустится трап, и выйдет вся группа).

    9. «Правило осени» (следуя пословице «Цыплят по осени считают», мы предлагает участникам делать выводы о результативности и интересности тренинга, подводить его итоги только в конце тренинга).

    10. «Здесь и сейчас» (предложите участникам оставить все не относящиеся к тренингу вопросы за пределами аудитории, и ориентируйте их на то, что тренинг – это их работа в формате «здесь и сейчас» — здесь у них есть возможность задать вопросы, попробовать)

    11. Не критиковать. (напомните аудитории правило психологов направления НЛП: «нет критики, бывает обратная связь», все участники на тренинги учатся, и поэтому задача остальных членов группы – дать им максимальное число рекомендаций)

    12. Я — высказывания. (участники добровольно отказываются от суждений общего типа, например «Обычно считается» или «Все говорят», и переходит на выражение именно своей точки зрения («Я считаю, что…», «Я в такой ситуации…»)

    Основные правила тренинга

    Правила для участников тренинга необходимы для того, чтобы сделать работу максимально плодотворной и комфортной для всех участников. Они обеспечивают корректное и уважительное отношение между участникам, а также существенно экономят время. Вы можете объявить правила своим участникам, а можете попросить их придумать те правила, которые им необходимы для работы.

    Вводить правила для участников тренинга необходимо в самом тренинга, сразу после этапа знакомства с участниками. Вы можете записать правила на флипчарте или обозначить их символами/рисунками. В нужный момент, если участники нарушают правила, вы можете открыть лист с правилами и обратить внимание на то, что их приняли все участники до начала работы. Также вы можете совместно с группой придумать символические наказания (налить всем кофе, прочитать стихи) тем, кто нарушил правило.

    Правила для участников тренинга:

    Приходить вовремя

    Приходите вовремя после перерывов, а лучше за несколько минут до окончания. К началу тренинга желательно приходить за 10-15 минут.

    Отключить мобильный телефон

    Желательно, чтобы все участники выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим. В случае необходимости ответить на звонок участник тихо молча покидает аудиторию и также молча возвращается, стараясь не отвлекать своих коллег.

    Правило активности

    Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.

    Здесь и сейчас

    Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.

    Правило круга

    Это правило актуально для тех тренингов, в которых каким-то образом затрагиваются личные темы. Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать информацию о каком-либо участнике.

    Читать еще:  Тренинг для начинающих руководителей
    1 микрофон

    Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.

    Я-высказывания

    Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»

    Принцип доброжелательности

    Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме, а также не забывать озвучивать достоинства других участников.

    Перечисленные правила для участников тренинга являются одними из самых популярных и часто используемых. Не обязательно использовать их все, вы можете выбрать те, которые являются для вас приоритетными. Однако, не стоит пропускать этап установления правил вообще, так как они помогают предотвращать различные сложные или неприятные ситуации, такие как опоздания, отказы от выполнения заданий или постоянные звонки по телефону. Особенно важно уделять внимание правилам при работе с большими аудиториями, для того чтобы изначально задать правильный формат общения, который обеспечит вам комфортную работу.

    Основные правила тренинга

    Правила проведения тренинга

    Тренинг — это зеркало, в котором с помощью других участников вы получаете возможность увидеть себя со стороны. Порой тренинг позволяет первый раз в жизни избавиться от галлюцинаций по поводу себя и других. Часто это вызывает психологический шок. Иногда тренеры специально провоцируют переживание участниками пиковых ощущений, как позитивных, так и негативных. К тому же, никто не оказывает участникам «медвежьих услуг» в плане потворства их слабостям — привычкам и любимым играм. Поэтому тренинг бывает достаточно болезненной для личности процедурой. Ваши самолюбие и самооценка могут быть сильно уязвлены. Собираясь на психологический тренинг, вы должны быть готовы к такому развитию событий. Помните: психология иногда уподобляется хирургии — чтобы помочь человеку, порой нужно причинить ему боль и страдания.

    И конечно, для проведения тренинга существуют определённые правила. Ниже будут указаны основные принципы любого тренинга.

    1. Единая форма обращения друг к другу (по имени).

    Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на «ты», включая тренера. Это психологически уравнивает всех независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, способствует раскрепощению участников тренинга.

    2. Общение по принципу здесь и сейчас.

    Во время тренинга все говорят только о том что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

    3. Конфиденциальность всего происходящего.

    Всё что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом

    4. Персонификация высказываний.

    Безличные фразы типа «большинство людей считают…», «некоторые из нас…» заменяем на «я считаю», «я думаю», т.е. говорить только от своего имени и только лично кому-то.

    5. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

    6. Уважение к говорящему. Когда кто-то говорит, то его внимательно слушать и не перебивать, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задавать вопросы и высказывать свою точку зрения.

    7. Не опаздывать.

    Во время занятий создаётся некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники разряжают его.

    При соблюдении этих правил на тренинге сложится теплая атмосфера, способствующая эффективной работе всех участников тренинга.

    Внутригрупповая этика

    Свои этические аспекты имеет не только подготовка к ведению психокоррекционных групп, но и текущая работа в них. К наиболее общим этическим проблемам относятся: сознательное согласие на нее участников, свобода выбора и защищенность от психических и физических травм (Parloff, 1970). В последние годы психокоррекционные группы приобрели такую популярность, что неискушенная публика выстаивает в очередях, лишь бы поучаствовать в их работе, а число недоучек среди руководителей таких групп быстро растет. Поэтому особенно важно, чтобы потенциальные участники понимали суть и значение опыта, который они могут получить. А это значит, что руководитель психокоррекционной группы обязан предоставить как можно больше информации о целях, методах, стоимости, длительности и принципах работы группы. Понятно, насколько ограничены возможности описать то, что еще не случилось. Однако будущие члены группы должны иметь ясное представление о том, на что они идут. К обещаниям кардинальных перемен в жизни и грандиозных успехов следует относиться с осторожностью. От профессиональных руководителей скорее следует ожидать, что они будут достаточно скромны в обещаниях и честно обозначат границы своих возможностей. Второй момент касается свободы выбора на протяжении всего курса занятий в группе. Каждый член группы имеет полное право в любой момент отказаться от участия в чем бы то ни было из того, что происходит в группе. Руководитель может побуждать члена группы к участию в работе группы, но при этом он должен стоять на страже его прав и не допускать никакого давления на него ни со своей, ни с чьей-либо еще стороны. Участник может решиться на расширение своего личного опыта, сделав то, что изначально вызывало у него тревогу. Надеяться на это можно, но даже если руководитель является сторонником стимуляции острых переживаний и все в группе с ним согласны, это не дает ему права оказывать давление на индивида. И уж совсем не соответствуют внутригрупповой этике физическое насилие, сексуальные домогательства и употребление наркотиков. Даже если участие в работе группы обязательно (например, оно может быть обязательным для сотрудников данного учреждения), руководитель обязан заботиться о членах группы, испытывающих внутреннее сопротивление групповому воздействию, и предоставлять им такую же свободу выбора, как и членам добровольно организованных групп, ограниченную только невозможностью полного отказа от занятий.

    Третье основное этическое требование — это принятие адекватных мер предосторожности для предотвращения психических и физических травм. Одна из таких мер — это предварительное обследование контингента потенциальных участников, проводимое с целью отсева тех, кому опыт занятий в группе не принесет пользы или даже повредит. В той ограниченной степени, в какой можно предвидеть возникновение личных трений, руководитель должен постараться сделать так, чтобы участники подходили друг другу и вписывались в группу как в целое.

    Читать еще:  Тренинги для молодежи темы

    Еще одной мерой обеспечения безопасности участников является соблюдение строгой конфиденциальности. Руководитель должен постоянно помнить об этом, чтобы не нанести ущерб благополучию членов группы. Чтобы пояснить это положение, можно привести следующую историю. Ответственность руководителя не ограничивается исключительно внутригрупповыми отношениями. Добросовестный руководитель должен проверять, как пребывание в группе отражается на жизни ее членов вне ее пределов. Руководитель должен быть доступен для бывших участников при возникновении у них необходимости в получении консультаций после завершения работы группы. Какими бы ни были причины, по которым член группы прекратил в ней заниматься, руководитель не должен терять его из виду, чтобы иметь возможность проверить, как повлияло на него пребывание в группе.

    Принципы и правила тренинга

    Любой тренинг проводится в соответствии с базовыми принципами и правилами, регулирующими работу группы. Обучение с помощью тренингов существенно отличается от традиционных методов обучения (уроков, лекций, семинаров) как по форме проведения, так и по целям. Перед проведением тренинга тренер предлагает правила поведения и принципы интерактивного взаимодействия, которые обсуждаются и принимаются всеми участниками. Перечень правил может отличаться в тренингах разной тематики, а также в соответствии с целями и задачами участников.

    Основные принципы и правила работы тренинговой группы:

    • 1. Принцип и правило максимальной активности. В процессе тренинга участники вовлекаются в специально организованные действия (выполнение упражнений, обсуждение своего и чужого поведения, структурированное наблюдение). Использование принципа активности преследует цель перевести процесс обучения на уровень максимально возможного усвоения, который достигается при условии самостоятельного оперирования учебным материалом (см. параграф 1.4). Активность участников достигается различными приемами: развитием мотивации к апробированию и тренировке предложенных способов поведения; создание комфортной атмосферы, превращающей тренинг в событие; стремление к максимальному переносу полученных навыков в практику. От активности каждого члена группы выигрывают все.
    • 2. Обучение по принципу здесь и сейчас. Этот принцип означает, что предметом обсуждения участников группы является только то, что происходит непосредственно во время занятий. Обсуждение прошлых действий, поступков, случаев из жизни, а также будущее возможное поведение выводятся за рамки тренингового занятия. Считается, что таким образом уменьшается влияние психологической защиты и поддерживается психологическая безопасность.
    • 3. Принцип и правило персонификации высказываний. Суть принципа заключается в отказе от безличных языковых форм, за которыми зачастую скрывается собственная позиция человека. Так, вместо высказываний «считается. », «некоторые думают, что. » участникам предлагается использовать форму «я считаю, что. », «по моему мнению. » и т.п.
    • 4. Принцип исследовательской (творческой) позиции. Правило отсутствия критики и безоценочности высказываний. В тренинговой группе создается креативная среда, основные характеристики которой — проблемность, неопределенность ситуаций, что провоцирует участников на неожиданные, нестандартные высказывания и поступки. В ходе тренинга участники открывают для себя не только идеи, закономерности, известные в психологии, но и собственный личностный потенциал.

    Часто такие открытия сопровождаются выраженным сопротивлением участников. Именно поэтому критика на тренинге должна быть сведена к минимуму и касаться только конкретного высказывания или действия, а не личности в целом.

    • 5. Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Правило доброжелательности. Партнерским общением является такое, при котором учитываются особенности каждого участника, его чувства, переживания. Признание ценности личности другого человека создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости. Диалоги направлены на уважение к чужой точке зрения и обеспечивают возможность участникам высказывать свое мнение, не стесняясь ошибок.
    • 6. Принцип объективизации (осознания) поведения. Правило обратной связи. Важной задачей тренинга является осознание участниками мотивов своего поведения, своеобразный перевод с импульсивного на объективный уровень. Основным средством такой объективизации является обратная связь. Обратную связь участник тренинга получает от других членов группы и от тренера. Дополнительным средством объективизации является демонстрация видеозаписи занятий с их последующим обсуждением. При этом еще раз уместно напомнить о том, что обсуждению подлежит поведение, а нс личность. Анализ поведения рекомендуется детализировать по эпизодам.
    • 7. Правило конфиденциальности.

    В тренинговых группах, которые создают на основе добровольного участия не знакомых между собой людей, существует обязательное правило строгой конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся «личных» жизненных историй каждого, не выносится за пределы тренинга.

    Кроме специфических принципов работы тренинговых групп можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии того, что происходит в группе. В процессе планирования тренинга и проведения занятий тренер должен постоянно задавать себе вопросы [1] :

    Какой цели я хочу достичь?

    Почему я хочу достичь этой цели?

    Какими средствами я собираюсь ее достичь?

    Роль тренера заключается не только в ведении группы, но и в том, что он своим поведением демонстрирует приемы эффективной коммуникации. Па протяжении всей работы на тренинге тренер диагностирует:

    • 1) содержательный аспект работы;
    • 2) уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между участниками;
    • 3) состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к группе, к тренингу;
    • 4) состояние самого тренера.

    Тренер выступает одновременно в роли руководителя, аналитика, комментатора, посредника. По мнению В. П. Захарова и Н. Ю. Хрящевой [2] , эталонные качества тренера предполагают наличие порядочности, ответственности, социальной зрелости и опыта, самообладания, выдержки, самоконтроля, стрессоустой- чивости, последовательности и настойчивости в достижении целей, внимания и оперативной памяти, тактичности, адекватности самооценки, физической выносливости.

    Безусловно, тренер может столкнуться со сложностями групповой работы, порождающими типичные ошибки. К их числу относятся:

    • • непонимание механизмов групповой работы;
    • • включение в тренинг неадекватного теоретического и практического материала;
    • • непонимание различия между тренингом и терапевтической группой;
    • • попытка выдать участникам новую информацию в ущерб развитию конкретных навыков и умений.

    Тренинг является механизмом, позволяющим воздействовать на людей, и тренер может попасть в так называемые ловушки: привнесение собственных личностных проблем в группу; реализация амбиций в роли активного лидера; ощущение непогрешимости оценок и суждений.

    В целом следует отметить, что именно высокая зависимость результатов тренинга от личности и квалификации ведущего является одним из факторов, ограничивающих использование метода тренинга.

    • [1] См.: Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг :учеб, пособие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.
    • [2] См.: Там же.
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector