41pro.ru

Уроки и образование
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологический тренинг для 5 класса

Тренинг «Мы вместе» (5-й класс)

Класс: 5

На консультации обратился учитель с проблемой: в классе образуются группировки. которые существуют изолированно друг от друга; прозвища, а не имена, присутствуют в общении. Было проведено социометрическое исследование, которое подтвердило наличие в классе изолированных. Решено было провести мероприятие, которое бы помогло решить хотя бы часть проблем. В сложившейся ситуации видим, что это – тренинг.

Цели:

  • развитие групповых структур и процессов;
  • поддержание благоприятного внутригруппового климата в классе;
  • снятие психологического напряжения и установление добрых отношений в группе;
  • сплочение классного коллектива;
  • осмысление своего персонального “Я” как части общего “Мы”;
  • коррекция агрессивного поведения.
  • Оборудование:

  • фломастеры и белые листы на каждого, клубок ниток, 4 разрезные картинки, ручки, ватман с заготовкой “сот”, “соты” на каждого ученика, заготовка надписи “Мы”, рисунок кота Леопольда, игрушки (для сказки), музыка.
  • Адиняева О. Ребята, давайте жить дружно! //Школьный психолог, 2002, №21
  • // Школьный психолог, 2002, №43
  • М.Панфилова “Лесная школа” (сказки)
  • Фопель К. “Как научить детей сотрудничать?” Психологические игры и упражнения: практическое пособие ; В 4-х томах. Т.4.-М.: Генезис, 1999г., с.27, с.100-101.
  • II. Тема занятия.

    (Звучит музыка “Если с другом вышел в путь” -5с.)

    Сегодня со мной к вам в гости пришел кот Леопольд. Он поможет мне провести занятие. Тема нашей сегодняшней встречи: “Мы вместе”. Проведя анкетирование в вашем классе, мы поняли, что ваш класс не такой уж и дружный. Вот сегодня на занятии мы попробуем узнать получше друг друга, узнать свои ошибки в общении друг с одноклассниками, стать на 1 шаг ближе друг к другу и заветному слову “коллектив”.

    III.Работа по теме занятия.

    1.Игра “Я не такой, как все, и все мы разные”

    Учащимся в течение 5 минут предлагается нарисовать или описать такое состояние – радость. Рисунок может быть и конкретным, и абстрактным, т.е. каким угодно.

    (Во время выполнения задания звучит музыка Э. Мариконэ).

    — А теперь покажите свой рисунок. Посмотрите на рисунки своих одноклассников. Обратите внимание на различия в понимании радости. Почему? (Вывод: люди по- разному понимают одни и те же вещи).

    -А вот ребята нарисовали…(например, радугу). (У 3-4 детей забирают рисунки). Вы смогли бы свою радугу найти среди остальных работ? (Да.) Почему? (Вывод: каждый человек особенный, неповторимый. Следовательно – каждый человек незаменим.)

    2.Игра “Все мы чем-то похожи”

    А)Деление на группы.

    — А теперь следующее задание. Каждый получает фрагмент картинки, ваша задача: соединить все фрагменты, собрать все 4 картинки.

    -Вот вы и разделились на 4 группы! Что вы собрали? (Цветы.) Цветы – это радость нашей жизни. Так радуйте друг друга так же, как эти цветы радуют наш глаз!

    -Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас – красный…”. У вас есть 8 минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

    (Во время выполнения задания звучит инструментальная музыка).

    -Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?

    -Есть ли что-нибудь, что объединяет всех детей в классе?

    -Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?

    -Как вы работали в своей команде?

    -Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

    -Какими должны быть твои друзья: похожими на тебя или совсем другими?

    А)Совместное чтение с детьми (или инсценирование) сказки.

    -Чем может закончиться сказка?

    В)Прочтение концовки сказки.

    -Ребята, а у вас бывают такие ситуации, когда вы даете друг другу прозвища? Только честно! А как сделать, чтобы ситуации не повторялись? Вспомните слова сказки: “Как хорошо, что все мы разные. Нам есть чему поучиться друг у друга”.

    4.Игра “Ты мне нравишься” (игра с клубком).

    -Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас покажу вам, как должна протекать эта игра.

    (Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Выбрать не самого популярного в классе ученика).

    -Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в “паутине”. После того, как мы передали кому-то, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: “Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что…” Например, я говорю: “Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс”. Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: “Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике”. При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы его хотели бы поблагодарить. Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

    -Легко ли тебе было говорить приятные слова другим детям?

    -Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

    -Достаточно ли дружен наш класс?

    -Почему каждый ребенок достоин любви?

    -Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

    “Рисуем наш герб”

    А) Участники получают по одному листу шестиугольной формы и по набору цветных карандашей.

    -Итак, ваше следующее задание. Вы должны создать свой герб, на котором должно быть написано ваше имя и какое-либо ваше положительное качество. Герб надо красиво оформить (раскрасить, сделать орнамент вдоль граней, изобразить свой портрет и т.п.).

    (Во время выполнения задания включается музыка И.Корнелюка “Город, которого нет”.).

    -А теперь на шаблон шестиугольной формы здесь, на доске, вы наклеиваете свои гербы.

    -На что похож общий герб? (На пчелиные соты). Соты – это прочная конструкция, т.к. пчелы чрезвычайно трудолюбивы, всегда готовы выручить друг друга и вместе строить прочный дом.

    -Как вместе, одним словом можно назвать все отдельные “Я”? (“Мы” — подписывается на гербе на доске).

    -Может ли общее “Мы” существовать без отдельных “Я”? (Мы – это только все вместе).

    Б)Упражнение “Какие мы?”

    -Ребята, какие мы? Вы хором произносите: “Мы все…”, а отдельные участники по очереди читают качества, записанные на индивидуальных гербах, но только во множественном числе. Например: “Мы все сильные, умные, красивые, добрые…”

    -При взаимной поддержке люди могут делиться своими положительными чертами и получать от других часть их силы, доброты. При этом каждый человек получает что-то хорошее, не теряя и своих собственных достоинств.

    -Что мы ответим Леопольду? Как мы будем жить? Какими мы будем? (Будем жить дружно, уважать друг друга, принимать такими, какие есть, оказывать взаимную поддержку…).

    -На этом наше занятие заканчивается. (Включается музыка “Вместе весело шагать…”)

    Мини тренинг – сплочение «Ковёр мира» для учащихся 5 класса
    план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему

    Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания, но не забываем о правилах. И ещё в тренинге есть одно условие – задание засчитывается , если его выполнили все участники. Причём, важно не кто лучше или быстрее его сделает . а чтобы делали все.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Казённое общеобразовательное учреждение

    Ханты – Мансийского автономного округа Югры

    «Леушинская школа- интернат

    для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    Мини тренинг – сплочение «Ковёр мира»

    для учащихся 5 класса

    Составитель педагог- психолог

    I квалификационной категории

    Цель: сплочение коллектива

    — развитие навыков общения (умения слушать друг друга);

    — преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

    — воспитание уважительного отношения к окружающим.

    — необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей;

    — для ведущего важно уделять особое внимание эмоциональной поддержке группы, созданию доброжелательной атмосферы;

    — помнить главное правило- делать всем всем вместе и не обязательно быстро.

    — Здравствуйте ребята , я очень рада видеть вас. Сегодня наша встреча называется «Ковёр мира» , потому что в конце этой встречи мы с вами вместе соберём ковёр сотканный из добра взаимопонимания и умения слушать друг друга.

    — Ребята , а скажите мне пожалуйста вы любите хвалить себя?

    — Сейчас я вам предлагаю выполнить

    Упражнение № 1 «Самопохвала» .

    — Мы будем называть своё имя и хвалить себя за какой то поступок, за свою внешность, за черту характера и т.д. Я думаю у каждого из вас найдётся за что себя похвалить .

    — Меня зовут Татьяна Геннадьевна , и я хвалю себя за то , что я хорошая хозяйка и очень люблю гостей в своём доме, т.е. я гостеприимная …

    Далее дети представляют себя….

    — Ребята скажите, а кому было сложно себя похвалить?

    Читать еще:  Тренинги для секретарей

    — А почему порой бывает себя похвалить сложнее чем кого либо?

    2. — Хорошо молодцы, а сейчас

    — поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение ;

    — похлопайте в ладоши те, у кого в классе есть друзья;

    — поднимите руки те, кто уверен в себе;

    — похлопайте в ладоши те, кто знает, чем мы будем сегодня заниматься;

    — поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.

    3. Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания, но не забываем о правилах. И ещё в тренинге есть одно условие – задание засчитывается , если его выполнили все участники. Причём, важно не кто лучше или быстрее его сделает . а чтобы делали все. Но вначале я хочу рассказать вам притчу:

    « В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, хотя все они были сильные люди. Ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с лёгкостью сделали это. Тогда отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам будут не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья»

    В сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Прислушиваясь, друг к другу. Итак, начнём.

    4. Основная часть.

    Упражнение № 2 «Строй»

    Я уверена, что вы можете легко и быстро построиться по росту.

    А я попрошу вас построиться (вы должны сделать это молча):

    После выполнения проводится краткое обсуждение по вопросам:

    — Как вы договорились?

    — Кто руководил? и т.д.

    Упражнение № 3 «Пообщаемся руками»

    Я предлагаю вам всем разбиться на пары встать друг против друга закрыть глаза вытянуть руки вперёд и найти на ощупь руки друга. Попробуйте пообщаться руками:

    — согрейте руки друг друга;

    А сейчас откройте глаза и поменяйтесь друг с другом, и проделайте это упражнение ещё раз. Можно сделать в кругу вместе со всеми.

    После этого упражнения необходимо обратить внимание на эмоциональные ощущения детей в ходе выполнения задания.

    — Кому было легко выполнять это задание?

    — Кому было трудно?

    Упражнение № 4 «Кочки»

    — А сейчас такая ситуация, перед вами болото. Вы должны пересечь его, но можете передвигаться только по кочкам. Если кто-то ступит в болото, упражнение начинается сначала.

    Группа становится в ряд , берутся все за руки. Дети должны цепочкой перейти через «болото» по кочкам. Важно пройти не быстро, а правильно выполнять условия и действовать вместе сообща.

    В кругу выкладываются карточки с надписями: (Джин Бервбе) (Приложение №1)

    «сила коллектива» «поддержка»

    «опора на других» «доверие»

    «уважение » «вера в себя»

    «преодоление страха» «решение проблемы»

    «соблюдение правил» «сплочённость»

    Обсуждение в кругу на ковре.

    — Что вы испытали, выполняя задание? Выберите, пожалуйста, карточки, соответствующие вашим ощущениям. Что обеспечило успешное выполнение упражнения ? Объясните свой выбор.

    Итоговое упражнение № 5 «Подарок»

    Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Здесь в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдёте свой подарок. И помните, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе. Каждый находит в комнате листок на котором написано пожелание .

    1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
    2. Уважай чувства других людей.
    3. Любую проблему можно решить.
    4. Не сердись, улыбнись!
    5. Начни свой день с улыбки.
    6. Будь увереннее в себе, в своих силах.

    И сейчас мы все вместе соберём наши пожелания на ковре.

    Дети приклеивают листочки на заранее подготовленный большой ковер из бумаги.

    Ребята посмотрите, что у нас получилось, вы выбрали подарок и мы сплели ковёр, который соединил в себе ваши пожелания, ваше участие . вашу поддержку и помощь другу в трудную минуту.

    И сейчас мы выполним последнее упражнение в нашей сегодняшней встрече «Аплодисменты». Вы поаплодируйте себе так, как вы собой довольны, чтобы было слышно, понравилось вам сегодня со мной общаться или нет.

    Если дети аплодируют громко, значит, всё понравилось……

    Если хлопают тихо, то……….

    — Ребята спасибо вам большое за прекрасно проведённое время с вами. Всего вам хорошего вы очень дружный класс, такими и оставайтесь. До свидания.

    Тренинговое занятие на сплочение коллектива для учащихся 5–6 классов

    Вера Жимолостнова
    Тренинговое занятие на сплочение коллектива для учащихся 5–6 классов

    Тренинг на сплочение в 5 классе

    Тренинг на сплочение классного коллектива клас [

    1. Упражнение на знакомство.

    Цель: Познакомиться с учениками, настроить каждого на работу в группе, вызвать ощущение доверия.

    Процедура выполнения: «Здравствуй, друг….»

    2. Игры на повышение сплоченности группы.

    Цель: гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, повышение сплоченности группы, создания атмосферы доверия и уважения.

    3. «Маленькие зелененькие человечки».

    Инструкция: «Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили?По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке.А когда я закричу: «Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!», ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых,а затем хором прокричать: «Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!»

    В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

    4. Упражнение «Кто быстрее?»

    Цель: сплочение коллектива.Время: 10 минут.

    Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды,следующие фигуры:

    Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

    Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

    5. Упражнение «Построение круга»

    Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

    Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

    Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

    Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

    6. Объелись мёда.

    Участники делятся на пары и садятся на пол напротив друг друга. «Вы ели мёд и взялись за руки, а руки слиплись. Вам нужно встать, не расцепляя рук». Потом мёд ели впятером, всемером, вдесятером, и так далее, всем классом. При этом, все участники садятся близко-близко по кругу и также должны встать, не расцепляя рук.

    Группа играющих встает на невысокую скамеечку плотно друг к другу, взявшись под локотки. По очереди каждый игрок должен будет пройти по краю скамеечки, держась за стоящих на ней людей, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков.

    8. «Я желаю тебе завтра…».

    Все стоят в кругу и по очереди желают соседу справа, себе и соседу слева чего-нибудь хорошего на завтрашний день.

    9. Упражнение «Подарок»

    Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.Время: 3-5 минут.

    Описание упражнения:Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

    Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

    Игровой тренинг на сплочение детского коллектива в старшей группе детского сада Игровой тренинг «Ты мой друг и я твой друг» Цель: — развивать бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других; — сплочение.

    Сценарий праздника на сплочение детского коллектива «Мы — одна семья» Цель: Развитие совместного творчества и сотрудничества воспитанников и работников детского сада, воспитание у воспитанников чувства любви.

    Семинар-практикум для педагогов «Сплочение педагогического коллектива. Адаптация сотрудников в новом коллективе» Семинар-практикум для педагогов Тема «Сплочение педагогического коллектива. Адаптация сотрудников в новом коллективе» Цель: сплотить педагогический.

    Семинар-практикум «Сплочение коллектива» Тренинг командообразования Подготовила педагог-психолог Абдурашитова Л. И. Цель семинара — практикума: сплочение.

    Читать еще:  Бесплатные тренинги в москве сегодня

    Тренинг для педагогов «Сплочение педагогического коллектива» Тренинг для педагогов Цель: Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности.

    Тренинг для педагогов на сплочение коллектива «Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива. Психологический.

    Тренинг, направленный на сплочение педагогического коллектива Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности.

    Внеклассное занятие с элементами тренинга «Я умею общаться, я толерантен!» для группы учащихся 7,8 классов Внеклассное занятие с элементами тренинга «Я умею общаться, я толерантен!»(группа учащихся 7, 8 классов) Я не согласен с тем, вы говорите,.

    Внеурочное занятие для учащихся начальных классов «Портфель здоровья» Тема: Портфель здоровья. Цели: образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся о правилах личной гигиены, режима дня; — обобщить.

    Тренинг «Мы дружные!» для учащихся 5-х классов

    Цель: Сплочение коллектива и повышение самооценки детей.

    Просмотр содержимого документа
    «Тренинг «Мы дружные!» для учащихся 5-х классов»

    Тренинг «Мы дружные!»

    Для учащихся 5-х классов.

    Цель: Сплочение коллектива и повышение самооценки детей.

    Условия проведения: Необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей, например, спортивный зал. Для ведущего необходимо уделять особое внимание эмоциональной поддержке группы, созданию доброжелательной атмосферы.

    Психолог. Здравствуйте ребята! Мы сегодня проведем тренинг на сплочение.

    Цель нашего тренинга – это сплочение нашего коллектива. Что значит сплочённый коллектив? (дружный, где ребята понимают друг друга, идут на помощь и т.д.)

    Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

    Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья». Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

    Упражнение «Я хочу пригласить человека, который похож на меня тем, что….» (ребёнок приглашает выйти человека, который как ему кажется чем-то на него похож, далее приглашённый человек приглашает следующего и т.д., постепенно выходят все дети)

    Упражнение «Строй». Вы можете легко и быстро построиться по росту (начиная с самого высокого), по дате рождения (начиная с первого числа), по цвету волос (начиная с самого светлого), но сделать это молча.

    Игра «Рисунок на спине»
    Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Рисовать будем пальчиком. Он рисует эту картинку на спине у участника , который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять что же было нарисовано у него на спине и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок. Данная игра – хороший повод посмеяться и уловить особенности окружающих людей.

    Упражнение «Я хочу пригласить человека, который не похож на меня тем, что….» ( аналогично , как и игра в начале занятия, дети садятся на свои места)

    Упражнение — Беседа: «Модель идеального класса»

    Материалы: ватман, фломастеры.

    – Все вы учитесь в одном классе.

    Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь товарищу?
    Зачем ходят в школу (вопросы детям)?

    Во-первых получать знания, во-вторых, пообщаться. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должен обладать класс, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты, благодаря которым в классе всем хорошо.

    На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Психолог подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества, необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе, комментирует и уточняет представление подростков о том или ином качестве. В числе названных могут быть следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. Каждый радиус окружности ведущий делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта.

    Далее психолог называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «круг» Чем правильнее круг , тем сплочённее группа и тем комфортнее каждому. Приглашается участник, который вырезает «круг» ножницами и пытается прокатить круг, как колесо.

    Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить свой класс, не изменяя себя». [4].

    Упражнение «Волшебная бутылочка»

    Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своем классе. Так же это упражнение можно использовать для завершения занятия.

    Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А3.

    Психолог дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваш класс находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей командой, то и желания должны касаться учебы. Вы можете изменить своих одноклассников, сделать больше перерывы между парами, изменить расписание занятий и т.д. Каждый может загадать свои три желания.

    Далее, каждый пишет свои три желания, которые направлены на изменение рабочей обстановки. И следом формируется общий список пожеланий. Лучше это делать на бумаге с липкой лентой, для того, чтобы потом повесить на доску для ознакомления (желания можно подписать, если хотят дети).

    Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?

    – Кому, что понравилось, что не понравилось? – Какие выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)

    Ритуал прощания «Мы дружные» (становимся в круг, берёмся за руки и сначала шёпотом, затем чуть-чуть громче и наконец-то очень громко говорим хором «Мы дружные!»)

    Тренинг на сплочение класса (игры для тренинга)

    В копилку классного руководителя 5 класса

    Дружный класс — мечта любого классного руководителя. Если в классе имеется сложившийся коллектив, с ним гораздо легче работать педагогам, да и самим детям в школу ходить приятнее и радостнее, а значит, и учеба становится более продуктивной. Поэтому в педагогике очень часто используются специальные коммуникативные игры на сплочение класса, повышающие социализацию.

    Во время тренинга на сплочение коллектива школьники смогут показать свои лучшие стороны, иногда неожиданно для себя и для всей группы. В будущем классному руководителю наверняка будет приятно напоминать им об этих качествах, ненавязчиво развивая их и усиливая атмосферу дружбы и взаимовыручки в классе.

    Сплоченный коллектив — понятие многоплановое:

    * это показатель психологической совместимости группы;
    * это единство или близость ценностей ее участников;
    * это общность целей и мотивации в делах;
    * это дружеские отношения, сотрудничество, взаимопомощь, а значит, привлекательность группы для тех, кто в нее входит.

    Факторы, оказывающие воздействие на сплочение коллектива, зависят от индивидуальных особенностей его членов, личных убеждений, уровня развития. Потому тренинг на сплочение коллектива для младших школьников будет довольно значительно отличаться от методов, применяемых в среднем звене, и тем более – в старшем.

    Каким может быть психологический тренинг на сплочение коллектива

    Тренинги для школьников на сплочение коллектива по методам и формам проведения могут быть разными. Хорошую эффективность обычно дают программы из нескольких занятий или классных часов, следующих друг за другом без больших временных промежутков (не больше недели). Разовые тренинги и игровые упражнения помогают решать возникшие конкретные проблемы или поддерживать хорошие взаимоотношения и в целом психологический климат в классе.
    Самые яркие впечатления у школьников оставляют тренинги, проводимые на выезде: необычность обстановки, оторванность от привычных ориентиров, с одной стороны, помогают раскрепоститься, а с другой – создают ряд трудностей, вызывая реакции, к которым не готовы, как непривычные к такой практике педагоги, так и точно так же неподготовленные дети. Тем не менее, принятые почти во всех учебных заведениях осенние выезды классов на природу многие вспоминают весь год, а кто-то — и всю жизнь.

    Как провести тренинг для 5 класса на сплочение

    Особенно эмоционально такие мероприятия воспринимают дети, перешедшие из начальной школы в среднюю. Для пятиклассников многое сейчас в новинку: и педагоги, и предметы, и режим, они изменяют их привычную жизнь. Поэтому тренинг на сплочение коллектива 5 класса во время осеннего выхода на природу будет отличным началом «совместной жизни» для классного руководителя и для самих детей.
    Важно грамотно поставить цель и задачи, выстроить последовательность интересных упражнений, игр — и продуктивный положительный контакт с детьми обязательно возникнет.
    Главная цель такого тренинга — достичь хороших взаимоотношений между детьми. Известно, что в каждой группе есть уже сложившаяся структура, свои «звезды» и «вороны», «подпевалы» и «одиночки». Важно каждому дать право быть тем, кто он есть, и в то же время показать, что в группе они могут достигнуть большего. На это ориентировано огромное количество упражнений и заданий, которые могут использовать как профессионалы-психологи, так и люди, имеющее любое педагогическое образование.

    Читать еще:  Тренинг финансовый менеджмент

    Учитывая, что у выпускников начальной школы новый учебный год вызывает определенный стресс, тренинг для 5 класса на сплочение должен вести хорошо подготовленный ведущий. В том случае, когда учитель не имеет опыта тренингов, лучше обратиться к профессионалу.
    Если учитель (классный руководитель) будет работать в паре с психологом (пусть даже студентом, но имеющим опыт участия в тренингах и ведения психологических упражнений), это непременно даст положительные результаты и поможет в его дальнейшей работе со школьниками. Но еще лучше, если педагог будет в одной команде с детьми, чтобы поровну делить с ними трудности, возникающие во время выполнения упражнений и игр. Он может подсказывать и направлять (только не следует этим увлекаться, необходимо предоставить детям право применить их опыт и попробовать реализовать собственные решения).

    Веревочный курс как эффективный тренинг для коллектива детей

    Удачный вариант тренинга на сплочение коллектива школьников представляет собой веревочный курс. Он применим для разных возрастов — от младших школьников до старших; его используют и для студентов, и для сотрудников серьезных компаний — все зависит от уровня сложности упражнений.
    Важно, чтобы участники команды в ходе тренинга сами находили решения и претворяли их в жизнь. Сплочение команды детей происходит во время преодоления трудностей различного плана: от необходимости пройти часть пути с закрытыми глазами (вот где в качестве проводника идеален классный руководитель!) до «спортивных» преград вроде задания пройти по натянутой веревке или прыгнуть за заграждение с помощью «тарзанки».

    Пример тренинга на сплочение класса для классного часа

    Если вы все еще не знаете, как сплотить коллектив, предлагаем вашему вниманию разработку тренинга, провести который может классный руководитель, школьный психолог на классном часе или внеклассном мероприятии. Нужно последовательно выполнить предложенные игры на сплочение класса и провести анализ выполняемых действий.

    Цель тренинга: повысить сплоченность и самооценку у детей в классе.

    План тренинга

    Приветствие
    — Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодняшнее занятие буду вести я. Оно будет немного необычным, но обещаю, что вам очень понравится. И прежде, чем начать, давайте все вместе поприветствуем друг друга. Для этого нужно рассчитаться на первый-второй.
    Отлично! А сейчас давайте все дружно встанем и отодвинем свои стулья, чтобы нам ничего не мешало. Те, кто в первой группе, встают за мной в одну линию, а вторая группа встает в такую же линию прямо напротив нас.
    Приветствие будет заключаться в следующем: каждый по очереди поворачивается и жмет руку стоящему за ним в колонне. Как только обе колонны закончат это делать, нужно будет обменяться приветствиями между колоннами. Для этого мы все будем идти «змейкой» и обмениваться рукопожатиями.

    Погружение
    — А теперь внимательно слушайте и выполняйте мои команды. Нужно поднять руку тем, у кого сейчас отличное настроение. А теперь тем, у кого, наоборот, настроение не очень. И в заключение пусть поднимут руку вверх все, у кого в классе есть товарищи.

    Данное задание считается выполненным успешно, если с ним справились все ученики. Не имеет значения скорость выполнения и качество. Главное, чтобы задание было выполнено всеми.

    — А сейчас послушайте одну историю. В некотором селе жила-была семья, глава этой семьи был уже стар. И перед смертью он дал своим сыновьям веник и попросил их его сломать. Как ни пытались его сыновья сломать его, ни один с этим не справился. Потом старец разрезал бечевку, которая связывала прутья воедино, и предложил сломать их по отдельности. С этим сыновья справились без особых усилий. И тогда глава семьи дал своим детям такой наказ: когда его не станет, они должны всегда держаться друг за друга и всегда быть вместе, тогда им будут не страшны никакие беды.
    И на этом занятии мы постараемся понять, каким дружным является ваш класс.

    Строй
    — Для вас не составит труда, если я скажу, что за минуту нужно выстроиться в ряд по росту. А если я скажу, что за минуту нужно выстроиться по цвету волос? В начале ряда должен стоять тот, у кого волосы самые светлые, а за ним по порядку те, у кого волосы все темнее и темнее.
    С этим заданием вы справились. А сможете ли вы построиться по алфавиту первых букв своих имен, не произнося ни одного слова вслух?
    И с этим справились! Отлично!

    Путаница
    — А сейчас каждый из вас должен встать в круг и поднять вверх свою правую руку. Этой рукой нужно ухватиться за руку одного из своих одноклассников. Сложность состоит в том, что нельзя брать за руку стоящих рядом людей. Как только все ухватились друг за друга, и не осталось ни одной свободной правой руки, нужно сделать аналогичное с левой рукой. Произошла вот такая путаница. Теперь задача состоит в том, чтобы распутаться из всех этих «цепей», а делать это необходимо не расцепляя рук.

    Ботинки
    — Теперь всем нужно разуться и раскидать обувь по всему классу. Теперь снова все встаем в круг и крепко держим друг друга за руки. Задание состоит в том, чтобы каждый смог обуть свою обувь. Расцеплять руки нельзя.

    Когда всем удастся вернуть свою обувь, нужно спросить детей о том, понравилось ли им такое задание, как у них получилось его выполнить, и кто оказывал им помощь.

    Почеши спинку
    — Сейчас всем нужно образовать два круга: один побольше — внешний, другой поменьше— внутренний. А теперь каждому нужно повернуться направо. Получилось так, что сейчас каждый стоит спиной к своему товарищу и видит спину другого товарища. Игра заключается в том, что нужно почесать, помассировать, пощипать или погладить спинку тому, кто стоит перед тобой.

    Превращение
    — А сейчас мы будем развивать свое воображение. Я называю животное, известного человека или любой предмет, а вы должны его изобразить. При этом нужно проявлять свою фантазию и показывать персонажа с разных сторон: движениями, звуками, повадками и т.д.
    Итак, сейчас мы превращаемся в: корову, стол, сову, Аллу Пугачеву, плаксу, учителя, поэта, гитариста, клоуна.
    Здорово, вы отлично справились с заданием! Настоящие артисты!

    Стекло
    Продолжаем тренировать ваши актерские способности и навыки общения. Сейчас вы должны разбиться на пары и встать друг напротив друга. Ваша задача поговорить с одноклассником, стоящим напротив, на какую-нибудь тему. Сложность в том, что нельзя произносить ни слова, все нужно изображать жестами. Представьте, что между вами звуконепроницаемое стекло.
    Какие вы молодцы! И с этим заданием справились.

    Поезд
    — А сейчас мы отправимся с вами в путешествие на поезде. Мне нужно 5 человек, которые должны построиться друг за другом и взяться за талию впереди стоящего обеими руками. Это поезд. Ученик, стоящий впереди колонны, будет машинистом, остальные — вагоны поезда.
    Ребята вне поезда разбегаются по классу и выполняют роль препятствий. Все, кроме машиниста, закрывают глаза. Он должен провести поезд через все препятствия, встречающиеся на пути. Как только он проедет свой круг, нужно поменяться.

    Игра продолжается до тех пор, пока все не побудут в составе поезда.

    Обобщение
    А сейчас я прочитаю всем вам пару строк, а вы попробуйте задуматься над их смыслом каждый для себя.

    *Никогда не опускайте руки! Тот, кто это делает, заранее обречен на неудачи.
    *Никогда не бойтесь проиграть! Тот, кто боится, обречен на поражение.
    *Проявляйте усердие! Только так вы добьетесь своих целей.
    *Прежде чем что-то сделать, подумайте, и так вы сможете избегать ошибок.
    *Никогда не обманывайте, и вас будут окружать верные и преданные друзья.
    *Будьте честными сами с собой, старайтесь чаще смотреть на себя со стороны, и вы многое сможете понять, а другие начнут относиться к вам с уважением.
    *Будьте всегда самими собой, не сворачивайте с выбранного пути. И тогда вы добьетесь успеха.

    Надеюсь, что каждый внимательно выслушал эти слова, и сделал для себя выводы.

    Итоги
    — Настало время подвести итоги.
    Для заключительного задания нам всем снова нужно встать в круг. У меня в руках клубок ниток. Сейчас каждый по очереди будет делиться своими впечатлениями об этом занятии, после чего, обмотав нить себе вокруг пальца, передавать клубок дальше.
    Все высказались, умнички! И теперь мы с вами являемся частью одного большого целого. Если я опущу руку вниз, то и вам придется друг за другом опустить руку вниз, ведь все мы связаны этой нитью. Мы — команда.
    Прежде чем мы разомкнем этот круг, я попрошу вас сказать мне, хотелось ли вам хоть когда-то поблагодарить кого-нибудь просто за то, что вы провели время вместе?
    Так вот сегодня вы можете это сделать. Сейчас я буду передавать клубок обратно, чтобы мы могли тем же путем, распутать этот круг, но теперь каждый, у кого в руках клубок, говорит свои слова благодарности и передает клубок следующему.
    Итак, ребята, спасибо вам за такой прекрасный день. Я вижу, что уже все распутались. Теперь можно вытянуть руки вперед так, чтобы наши пальчики соприкасались друг с другом. И давайте скажем друг другу: «До свидания!»

    Мысли вслух о наболевшем

    Что делать, если ученик боится отвечать у доски или с места

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector