41pro.ru

Уроки и образование
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рефлексия в конце тренинга

Упражнения на завершение (обратная связь, рефлексия). 11125

Цель:подведение итогов занятия, анализ групповой и индивидуальной работы участников, осознание участниками полученного опыта. Получение обратной связи для тренера.

Время проведения:10 – 15 минут.

Примечания:ведущему необходимо следить за соблюдением правила «здесь и сейчас» во время обратной связи.

Рефлексия —обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. Рефлексия — включение сознания на уже происшедшее.

8.1. Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Ведущий: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: . Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

8.2. Упражнение «Карусель впечатлений»

Группа стоит, образовав два (внешний и внутренний) круга. Участники круговстоят лицом к лицу, образуя пары (внешний-внутренний).

-Я думаю, что чувство юмора для тебя – это.

— Я думаю, что твоя роль в группе.

-Когда я вижу тебя, то я чувствую.

-Мне кажется, что в сложной ситуации ты.

Каждый тур – это обсуждение одной темы, одного вопроса. На каждое предложение даётся 3-5 минут для обсуждения. Затем – хлопок ведущего, и внутренний круг передвигается на одного человека. Новой паре даётся тема для обсуждения.

Вопросы для финальной групповой дискуссии: Каковы твои ощущения после упражнения? Было ли тебе тяжело давать товарищам обратную связь? В чем это проявилось? Что было тяжело? Какую обратную связь ты получил? Согласен ли с тем, что услышал от товаришей? Как собираешься поступить с тем, что услышал? Значима ли для тебя та обратная связь, которую ты получил?

8.3. Упражнение «Соковыжималка»

Ведущий на трёх больших плакатах рисует или пишет словами:

2)стакан оранжевого апельсинового сока

3)кучку выжимок из выдавленных апельсинов

Каждый из участников получает по 2-4 самоклеющихся листка бумаги. На них он может написать то, что осталось в памяти к финалу тренинга. Небольшой текст с названием/описанием тренинговых процессов, игр, заданий, впечатлений от общения с одногруппниками и с тренером и т.д. Затем, по сигналу ведущего, эти листки можно будет вклеить на соответствующие плакаты:

на плакат с апельсинами– то, что ещё не обрело законченного вида, что нужно додумать, к чему будет необходимо вернуться.

на плакат со стаканом чудесного освежающего сокаможно наклеивать то, что радовало, вдохнуло новую энергию, укрепило физические и духовные силы.

на плакат с отходами нашей соковыжималкибудут наклеены вещи, от которых лучше избавиться, которые не понравились, были излишни, обидны, не актуальны, раздражали.

Взглянем затем на три листа и обсудим эффективность работы нашей «соковыжималки»:

— много ли тем оказались не проработаны

— многие ли отношения остались не проясненными

— многие ли конфликты не нашли своего разрешения

— о чем заставил тренинг задуматься

— что я хочу узнать ещё о себе/ о товарищах/ о теме тренинга, как и в каком направлении планирую самообразование

— какие «вкусные» моменты тренинга порадовали нас в совместной работе

— что придавало силы, внушало уверенность

-какую «жажду» (в чём?) помог мне тренинг утолить

— что хотелось бы исправить/изменить

-какие моменты встречи лучше бы не происходили вообще

— с каким «послевкусием» расходятся участники.

Реквизит:3 листа ватмана с изображением или надписями апельсинов, стакана апельсинового сока, выжатых апельсинов. Стикеры, ручки, равные количеству участников.

8.4. Упражнение «Клубок»

Вся группа стоит в круге. Участники передают друг другу клубок ниток, проговаривая, что значит для него данный человек, произнося пожелания, слова благодарности (любому участнику, не обязательно соседу справа или слева). Постепенно середина круга превращается в узор из натянутых нитей. Когда круг завершен, каждый участник натягивает свою нить, и группа минуту стоит с закрытыми глазами, стремясь прочувствовать другого человека.

Упражнения на завершение (обратная связь, рефлексия)

Цель:подведение итогов занятия, анализ групповой и индивидуальной работы участников, осознание участниками полученного опыта. Получение обратной связи для тренера.

Время проведения:10 – 15 минут.

Примечания:ведущему необходимо следить за соблюдением правила «здесь и сейчас» во время обратной связи.

Рефлексия —обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. Рефлексия — включение сознания на уже происшедшее.

8.1. Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Ведущий: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: . Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

8.2. Упражнение «Карусель впечатлений»

Группа стоит, образовав два (внешний и внутренний) круга. Участники круговстоят лицом к лицу, образуя пары (внешний-внутренний). Ведущий предваряетупражнение объяснением о важности обратной связи между людьми. Затем онзадаёт направление диалога темой:

-Я думаю, что чувство юмора для тебя – это.

— Я думаю, что твоя роль в группе.

-Когда я вижу тебя, то я чувствую.

-Мне кажется, что в сложной ситуации ты.

Каждый тур – это обсуждение одной темы, одного вопроса. На каждое предложение даётся 3-5 минут для обсуждения. Затем – хлопок ведущего, и внутренний круг передвигается на одного человека. Новой паре даётся тема для обсуждения.

Вопросы для финальной групповой дискуссии: Каковы твои ощущения после упражнения? Было ли тебе тяжело давать товарищам обратную связь? В чем это проявилось? Что было тяжело? Какую обратную связь ты получил? Согласен ли с тем, что услышал от товаришей? Как собираешься поступить с тем, что услышал? Значима ли для тебя та обратная связь, которую ты получил?

8.3. Упражнение «Соковыжималка»

Ведущий на трёх больших плакатах рисует или пишет словами:

2)стакан оранжевого апельсинового сока

3)кучку выжимок из выдавленных апельсинов

Каждый из участников получает по 2-4 самоклеющихся листка бумаги. На них он может написать то, что осталось в памяти к финалу тренинга. Небольшой текст с названием/описанием тренинговых процессов, игр, заданий, впечатлений от общения с одногруппниками и с тренером и т.д. Затем, по сигналу ведущего, эти листки можно будет вклеить на соответствующие плакаты:

на плакат с апельсинами– то, что ещё не обрело законченного вида, что нужно додумать, к чему будет необходимо вернуться.

на плакат со стаканом чудесного освежающего сокаможно наклеивать то, что радовало, вдохнуло новую энергию, укрепило физические и духовные силы.

Читать еще:  С 7 тренинг

на плакат с отходами нашей соковыжималкибудут наклеены вещи, от которых лучше избавиться, которые не понравились, были излишни, обидны, не актуальны, раздражали.

Взглянем затем на три листа и обсудим эффективность работы нашей «соковыжималки»:

— много ли тем оказались не проработаны

— многие ли отношения остались не проясненными

— многие ли конфликты не нашли своего разрешения

— о чем заставил тренинг задуматься

— что я хочу узнать ещё о себе/ о товарищах/ о теме тренинга, как и в каком направлении планирую самообразование

— какие «вкусные» моменты тренинга порадовали нас в совместной работе

— что придавало силы, внушало уверенность

-какую «жажду» (в чём?) помог мне тренинг утолить

— что хотелось бы исправить/изменить

-какие моменты встречи лучше бы не происходили вообще

— с каким «послевкусием» расходятся участники.

Реквизит:3 листа ватмана с изображением или надписями апельсинов, стакана апельсинового сока, выжатых апельсинов. Стикеры, ручки, равные количеству участников.

8.4. Упражнение «Клубок»

Вся группа стоит в круге. Участники передают друг другу клубок ниток, проговаривая, что значит для него данный человек, произнося пожелания, слова благодарности (любому участнику, не обязательно соседу справа или слева). Постепенно середина круга превращается в узор из натянутых нитей. Когда круг завершен, каждый участник натягивает свою нить, и группа минуту стоит с закрытыми глазами, стремясь прочувствовать другого человека.

Реквизит: клубок ниток.

Обратная связь

Ведущий: Наш тренинг подошел к концу. Я хочу услышать мнение каждого из Вас о сегодняшнем занятии. Что вызвало положительные эмоции? Что вызвало негативные эмоции Что было самым полезным? Что было самым сложным? Что узнали нового о себе, своих одногруппниках? Что запомнилось больше всего?

По окончании встречи ведущий благодарит группу за работу и всем желает успеха.

Многие упражнения выполняются в малых группах. Нетрадиционный метод деления привлечет внимание всех, даже самых пассивных, и поднимет настроение группы. К тому же после такой небольшой разрядки улучшится дальнейшее восприятие материала.

Вариант 1.

Возьмите старые открытки или картинки и разрежьте на части. Если хотите в итоге получить 5 малых групп по 4 человека в каждой, возьмите 5 открыток и разрежьте на 4 части каждую. Перемешайте получившиеся пазлы и предложите участникам взять по одному. По сигналу все отправляются на поиски своих партнеров по команде. Члены одной малой группы должны составить из своих пазлов целую открытку.

Вариант 2.

Каждому участнику тренер шепчет на ухо название какого-нибудь животного.Если вы хотите получить 3 команды, назовите 3 вида животных, например, кролик,кенгуру и черепаха. Затем предложите объединиться в команды представителямодного вида. Обязательное условие: нельзя произносить ни слова. Разрешаетсяподражать движениям животного, издавать характерные для него звуки. Примечание. Если не хотите, чтобы игра закончилась, не успев начаться, не называйте животных с хорошо знакомыми звуками.

Вариант 3.

Разновидность предыдущей игры заключается в том, что тренер шепчет наухо каждому участнику движение, которое ему необходимо будет повторять.Например, пожать руку, показать язык, чесать затылок или хлопать в ладоши.Если вам требуется 5 команд, назовите 5 различных движений. Ученикиперемещаются по комнате и ищут членов своей команды по производимымдвижениям. Говорить что-либо запрещается.

Список использованных источников и литературы:

1. А. Я. Психология [Электронный ресурс]: Упражнения личностного роста URL: http://azps.ru (дата обращения 30.05.2014).

2. Библиотека начинающего педагога [Электронный ресурс]: Ярова О. М. тренинг: Тайм-менеджмент для учителя «Как успевать жить и работать», 2013 г. URL: http://vashabnp.info (дата обращения 01.06.2014).

3. Кипнис М. «Апельсиновый тренинг», изд-во Ось – 89, 2008 г., с. 112.

4. Персональный сайт Николая Козлова [Электронный ресурс]: методичка по тайм – менеджменту URL: http://nkozlov.ru (дата обращения: 04.06.2014).

5. Психология, психологический образовательный сайт [Электронный ресурс]: Зачем нужен тренинг URL: http://psychologiya.com. (дата обращения 27.05.2014 ).

6. Победи свой стресс [Электронный ресурс]: 10 способов борьбы со стрессом URL: http://www.netstress.ru (дата обращения 03.06.2014 ).

7. Психологос, энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]: Н. И. Козлов Рефлексия URL: http://www.psychologos.ru (дата обращения 11.05.2014 ).

8. Шепелева Л. «Программы социально – психологических тренингов», изд-во «Питер», Санкт – Петербург, 2011 г.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Рефлексия в конце тренинга

Как мы знаем, у любого явления нам лучше всего запоминаются начало и окончание. Так и в тренинге, эти знаковые этапы имеют большое значение. Если яркое начало оказывает прямое влияние на динамику тренинга и степень активности участников, то его окончание имеет не менее важную роль: именно в этот момент участники осознают итоги дня, оценивают его и выносят суждение о степени его ценности. Кроме того, хорошо проведенный этап завершения тренинга позволяет создать эффект «сжатой пружины» — это тот самый эмоциональный подъем, который остается у участников еще несколько дней и подталкивает их к тому, чтобы начать действовать.

Правила, которые помогут вам завершить тренинг наиболее продуктивно:

Режим труда и отдыха

Обязательно следите за тем, чтобы к концу тренинга у участников остались силы. Если они истощены морально и физически, это может означать только одно – их единственная мысль это «скорее бы попасть домой». Поэтому все самые сложные упражнения ставьте в середине тренинга, а к концу они должны упрощаться. Делайте больше перерывов, чаще проветривайте помещение, давай упражнения, связанные с двигательной активностью. Я не случайно ставлю это правило первым, так как хорошее самочувствие участников является обязательным условием удачного завершения тренинга.

Итоговые упражнения

Проведите финальное упражнение, которое поможет воссоздать структуру полученных знаний и логично завершить тренинг. Это упражнение должно быть простым, веселым и интересным. Вы можете дать задание по типу «Общий рисунок», «Коллаж», «Командная презентация» и другие аналогичные. Эти упражнения хороши тем, что в ходе совместной работы участники делятся друг с другом выводами, размышлениями и приходят к совместному результату. При этом оно простое и веселое, что помогает сбросить напряжение и подготовиться к завершению тренинга.

Подведение итогов

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы вспомнить все, что вы прошли и создать ощущение ценности изученного. Поэтому в завершение тренинга напомните участникам основные блоки, которые вы разобрали, и попросите их озвучить свои впечатления. При этом необходимо правильно сформулировать свой вопрос, дабы направить мысль участников в нужное направление (а вы, как тренер, должны знать, какое главное ощущение от тренинга должно остаться):

  • Польза. Что для вас сегодня было наиболее полезным? Какие блоки пригодятся вам в работе наибольшим образом? Какие полезные способы вы сегодня узнали?
  • Новизна. Что было для вас новым? Какие техники вам запомнились наибольшим образом? Какие приемы вы хотели бы опробовать в ближайшее время?
  • Желание действовать. Какие техники вы примените в ближайшее время? Что сможете использовать даже завтра? Что вы хотите еще попрактиковать?

При этом вопросы должны быть достаточно конкретными и обращенными к личному опыту каждого участника. Используйте формулировки «что для ВАС было полезным», «что именно ВЫ возьмете в работу». Это поощряет участников давать более развернутые ответы. Не принимайте ответы в общей форме «все было хорошо, спасибо». Обязательно задайте участнику уточняющие вопросы. Старайтесь избегать использования слова «нравится». Не радуйтесь, если ваши участники рассказывают, как им «понравилось», это слово говорит лишь о том, что: ваши участники вежливые; им было весело; им лень думать об итогах тренинга. Поощряйте рассказывать о том, что именно им запомнилось и почемуименно это. А, как мы помним, проговаривание часто помогает осознанию.

Читать еще:  Тренинг на сплочение педагогического коллектива
И последняя, но очень важная рекомендация, как завершить тренинг

Завершение нужно проводить на эмоциональном подъеме. От тренера требуется не только структурность, но и способность зарядить энергией группу. Ускоряйте темп общения, ведите его в максимально энергичном стиле и делитесь со своей группой эмоциональным зарядом. Часто тренер, как и все участники, устает к вечеру, ему тяжело собраться, он становится вялым, апатичным, или же наоборот, старается как можно скорее проскочить этот этап и отпустить группу. Однако такой подход может полностью перечеркнуть все потраченные днем усилия, и именно поэтому, крайне важно оставить силы на яркое и позитивное завершение учебного дня.

Практикум для педагогов с элементами тренинга «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ»
методическая разработка

Цель: развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, исходя из их индивидуальных особенностей.

Задачи:

— актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;

— познакомить педагогов с различными методами рефлексии;

— дать возможность применить полученные знания на практике.

Ход

1. Понятие рефлексии

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических состояний.

Отрефлексировать что-то — «пережить», «оценить».

Педагогическая рефлексия – способность анализировать свою деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.

2. Упражнение «Хорошо-плохо» (7 минут)

Цель: осознание своей профессиональной деятельности, необходимости и важности своей профессии.

Описание упражнения. Участники, сидя в кругу, по очереди говорят «Педагогом быть хорошо, потому что… », приводя аргументы своему высказыванию, затем следующий участник говорит – «Педагогом быть плохо, потому что… », так же приводя аргументы в защиту своего высказывания. Упражнение желательно заканчивать на положительном высказывании («Педагогом быть хорошо»).

3. Виды рефлексии:

Рассмотрим некоторые виды педагогической рефлексии:

1.Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений о детях.

2.Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я – глазами других»).

3.Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

4. Упражнение «Дерево цели» (7 минут)

Цель: осознание участниками собственных качеств и достижении.

Материалы: карточки с контурным изображением дерева, маркеры

Инструкция: «Нарисованные деревья выступают символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) на том дереве, которое, вы считаете, больше соответствует вашему представлению о карьере и в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале».

Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер.

Если вы выбрали дерево с описание деталей, то это говорит о следующих ваших качествах: вам необходимо «всё раскладывать по полочкам». Если что-то вам не понятно – это вызывает у вас чувство дискомфорта. Вы хотите быть заранее готовыми к любым переменам. Черты вашего характера ответственность и пунктуальность.

Если вы выбрали дерево с маленькими корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы часто испытываете неуверенность, сомневаетесь, справитесь ли с поставленной задачей. Вам всё ещё кажется, что у вас не достаточно опыта. Вы нуждаетесь в поддержке, советах и дружеском одобрении.

Если вы выбрали дерево с большими ветвистыми корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы твердо уверенны, что у вас достаточно профессионального опыта, вы замечательно справляетесь с любой задачей, но не всегда готовы принять перемены, считаете, что лучше хорошо усвоенные старые традиции, чем не испробованные новые эксперименты.

Если вы выбрали дерево с плодом, то это говорит о следующих ваших качествах: для вас совершенно ясно, что ваша профессиональная карьера достигла уровня, когда вы получаете от неё удовольствие, вы точно знаете, что это ваше призвание.

5. Формы рефлексии.

Рефлексия рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

6. Игра «Посудомоечная машина» (15 минут)

Цель: Игра позволяет глубже почувствовать другого человека и понять себя.

Описание упражнения. Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.

«Я – старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить золотые узоры».

«Я – очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок. »

После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».

Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников

7. Функции рефлексии.

На Ваш взгляд, какие функции у рефлексии? (беседа с педагогами) В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.

8. Упражнение “Работа в группах”

Цель: Развитие способности вставать на позицию другого человека и анализировать ситуацию с его точки зрения.

Материалы: два листа формата А3, маркеры

Описание упражнения. Педагогам предлагается разделиться на две равные группы: первая группа – “воспитатели”, вторая – “воспитанники”.

Каждой группе предлагается задание обсудить и создать правила для воспитанников в группе. На работу педагогам (в группах) дается 5-10 минут.

Каждая группа педагогов после обсуждения должна написать на ватмане маркерами свои правила и выбрать человека, который будет представлять итог работы группы.

Группы по очереди представляют результаты своей работы, затем вместе отбирают одинаковые правила, обсуждают их и создают общие правила, основанные на позитивных высказываниях, без «НЕ», выписывают их на чистый лист ватмана, и каждый расписывается под этими правилами, выражая свое согласие, правила помещаются на доску.

По окончанию работы делается выставка рисунков, и вывешиваются образцы. Участники группы обсуждают полученные результаты.

Что вы чувствовали, когда были в роли «воспитателя» и в роли «воспитанника»?

Читать еще:  Бесплатные семинары и тренинги

Хотелось бы вам, чтобы ваша работа была оценена воспитателем, почему?

9. Упражнение «Портрет в розовых тонах»

Попытаться дать позитивную характеристику человеку, к которому испытываете неприязнь. Для группового обсуждения может подойти любой отрицательный сказочный герой: Баба-Яга, Кощей — бессмертный, Карабас — Барабас … Пример: Иван-царевич изменил состояние бабы-яги.

Информирование: поступаем по принципу «ты не можешь изменить мир, но ты можешь изменить свое отношение к нему»

Рефлексия: изменилось ли ваше отношение к сказочному герою после такой характеристики? Изменится ли ваше отношение к человеку и отношение этого человека к вам, если вы посмотрите на него с позитивной стороны?

10. Упражнение «Обратная связь»

Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям. Для успешной работа над собой вам поможет разработанная памятка, которая содержит алгоритм рефлексии.
11. Упражнение «Собери рукопожатия» В свободном перемещении за 5 секунд надо собрать как можно больше рукопожатий.

Вариант: все встают в круг и протягивают в центр руки для общего рукопожатия.

12. Рефлексия. Не подписываем.

Занятие для педагогов с элементами тренинга «Развитие и совершенствование рефлексивных способностей педагогов»

Оксана Рау
Занятие для педагогов с элементами тренинга «Развитие и совершенствование рефлексивных способностей педагогов»

Цель: развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, исходя из их индивидуальных особенностей.

Задачи: 1) осмысление и переосмысление своей деятельности, как воспитателя через самоанализ НОД, педагогических ситуаций, результатов образования в целом. 2) Развить умение сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг. 3) Развить умение анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики. 4) Развить умение объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления, доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво.

1. Вступительная беседа (5 минут) – «Что вы ожидаете от тренинга?»

Участники тренинга по очереди высказывают свои ожидания. Преобладающее количество ответов – это: «получить новый опыт, который в дальнейшем поможет в педагогической деятельности», «узнать новое о себе». Участники с низким уровнем рефлексии

2. Упражнение «Хорошо-плохо» (7 минут)

Цель: осознание своей профессиональной деятельности, необходимости и важности своей профессии.

Описание упражнения. Участники, сидя в кругу, по очереди говорят «Педагогом быть хорошо, потому что…», приводя аргументы своему высказыванию, затем следующий говорит – «Педагогом быть плохо, потому что…», так же приводя аргументы в защиту своего высказывания. Упражнение желательно заканчивать на положительном высказывании («Педагогом быть хорошо»).

3. Упражнение «Дерево цели» (7 минут)

Цель: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.

Материалы: карточки с контурным изображением дерева, маркеры

Упражнение проводится в начале и в конце занятия (цикла тренинга).

Инструкция: «Это дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале». Процедура повторяется после проведения занятия, при этом ведущий просит участников стрелкой прочертить направление перемещения уровня своих возможностей.

Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер и может выступать предметом обсуждения в тренинге не один раз. Повторное проведение задания способствует тому, чтобы сделать притязания участников более приближенными к реальной жизни.

4. Игра «Посудомоечная машина» (15 минут)

Цель: Игра позволяет глубже почувствовать другого человека и понять себя.

Описание упражнения. Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.

«Я – старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить золотые узоры.»

«Я – очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок.»

После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».

Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников

5. Упражнение “Работа в группах” (15 минут)

Цель: Развитие способности вставать на позицию другого человека и анализировать ситуацию с его точки зрения.

Материалы: два листа формата А3, маркеры

Описание упражнения. Педагогам предлагается разделиться на две равные группы: первая группа – “воспитатели”, вторая – “воспитанники”.

Каждой группе предлагается задание обсудить и создать правила для воспитанников в группе. На работу педагогам (в группах) дается 5-10 минут.

Каждая группа педагогов после обсуждения должна написать на ватмане маркерами свои правила и выбрать человека, который будет представлять итог работы группы.

Группы по очереди представляют результаты своей работы, затем вместе отбирают одинаковые правила, обсуждают их и создают общие правила, основанные на позитивных высказываниях, без “НЕ”, выписывают их на чистый лист ватмана, и каждый расписывается под этими правилами, выражая свое согласие, правила помещаются на доску.

По окончанию работы делается выставка рисунков и вывешиваются образцы. Участники группы обсуждают полученные результаты.

Что вы чувствовали, когда были в роли “воспитателя” и в роли “воспитанника”?

Хотелось бы вам, чтобы ваша работа была оценена воспитателем, почему?

6. Упражнение “Стеклянная дверь” (10 минут)

Цель: Развитие эмпатии, невербальных средств выразительности.

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй – нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд – потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 м, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15-17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!» — общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.

7. Упражнение “Рефлексия по кругу” (5 минут)

Цель: Развивать умение анализировать свои чувства, эмоции и всё происходящее вокруг.

Материалы: карточки с вопросами.

Участники группы письменно отвечают на следующие вопросы:

Какие упражнения понравились больше?

Какие трудности вы испытывали на занятии?

Что нового для себя вы сегодня открыли?

Что бы вы хотели добавить в тренинг, какие упражнения?

После заполнения карточек педагоги дают обратную связь ведущему.

Мультимедийная разработка НОД в соответствии с требованиями к аттестации воспитателей на первую квалификационную категорию Мультимедийная разработка непосредственно – образовательной с воспитанниками седьмого года жизни в группе общеразвивающей направленности.

Система методической работы в ДОУ СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, Дальновидный воспитывает.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector