41pro.ru

Уроки и образование
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг по профориентации

Профориентационный тренинг-игра «Как стать успешным?!»

Основная задача старшей ступени обучения состоит в том, чтобы обеспечить завершение школьниками общего полного среднего образования, подготовить их к жизни и труду в современном обществе, способствовать их социализации и социальной адаптации в условиях постоянно меняющегося мира, помочь старшеклассникам в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулировать выпускников к продолжению образования. Однако, по данным Центра социально – профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной даже у учащихся 11-го класса. У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Школьная программа не дает детям полноты знаний о человеке, его способностях, и, следовательно, не учит выбору профессии и соответствующего образования. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов. У них нет целостной научной картины окружающего социального мира, знания о нем недостаточны и примитивны. У многих учащихся не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. Все это определяет необходимость определять особое внимание ситуации выбора школьниками профессионального и жизненного пути.

С 2008 года в Мыскаменской школе-интернате в рамках профориентационной работы со старшеклассниками проводиться элективный предмет “Как стать успешным?!”. Результатом занятий по данному курсу является проведение открытого мероприятия (профориентационной тренинг – игры).

Цель тренинг-игры – повышение у учащихся 10–11-х классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

  1. Повышение информационной готовности к зрелому выбору, что включает в себя информированность.
  2. Повышение мотивационно-ценностной готовности к зрелому выбору, что включает.
  3. Повышение практической готовности.

Сценарий проведения игры

Ведущий: Добрый день, участники нашей игры и гости. … “Независимо от того, является ли человек писателем или читателем, учителем или пекарем, задача его состоит, прежде всего, в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна… ”

Зачастую будущие студенты, не владея информацией, выбирают будущую специальность ошибочно. Кто-то из вас будет делать свой выбор, мотивируя его:

– традициями в семье
– финансовой стороной
– популярностью данной профессии
– друг идет учиться в этот ВУЗ и я тоже.

Можно перечислять еще много критериев выбора профессии, но точно можно утверждать о том, что каждому молодому человеку (юноше, девушке) необходимо знать мир профессий, хорошо в нем ориентироваться, чтобы в дальнейшем сделать правильный выбор.

Что же такое Профориентация? – это определение человеком своего места в профессиональном мире.

Цель профориентации – подвести учащихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями, а также потребностями и интересами самого человека, его желанием само реализоваться в каком либо виде деятельности.

Сегодня мы предлагаем вам игру для того, чтобы еще на один шаг ввести вас в мир профессий. Дать вам начальную информацию для дальнейшего выбора, возможно, заинтересовать той или иной областью профессий.

Итак, начнем. Наша игра называется “Сотворение мира”. Но перед тем как начать игру хочу представить жюри. (Желательно, чтобы это были приглашенные люди.)

Давайте создадим новый мир. Сейчас мы все вместе нарисуем его, заполняя сектор определенной сферы деятельности человека: а) человек – природа; б) человек – человек; в) человек – техника; г) человек – знаковая система; д) человек – художественный образ. Каждый из вас должен принять участие в сотворении нашего профессионального мира.

Сейчас мы разрежем наш “Сотворенный мир” на части. Каждой команде достанется кусочек мира, который будет существовать по своим законам. (Дается время на подготовку, для того чтобы представить свой маленький мир). Время выполнения задания 20-25 минут.

  • Опишите доставшуюся часть созданного мира:
  • дать всему нарисованному необходимые названия;
  • подчеркнуть характерные особенности;
  • указать какой государственный строй, если он есть;
  • предметы импорта и экспорта;
  • наиболее востребованные профессии;
  • культурные традиции (гимн, флаг, мифы, легенды, правила, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство).

– Итак, вы представили свой созданный мир, и мы переходим к следующему заданию.

Каждая команда загадывает какую – либо профессию любой представленной сферы деятельности человека. От каждой команды по участнику, который с помощью жестов и мимики показывает данную профессию. И соответственно другие команды угадывают. (Желательно, чтобы в действиях участвовали 2-3 профессии, т.е. необходимо показать мини-сценки.) Время подготовки 2-3 мин.

– Процесс профессионального самоопределения связан с расширением и углублением творческой, общественно – и личностно — значимой деятельности человека.

Каждая команды сейчас получит одинаковые варианты словосочетаний, которые должны быть продолжены. Цель данного упражнения: найти оптимальное определение данных понятий.

  1. Профессиональное просвещение – это… .
  2. Профессиональная диагностика – это…
  3. Профессиональная консультация – это…(пример)
  4. Профессиональный отбор (подбор) – это….
  5. Профессиональное воспитание – это…
  6. Профессиональная адаптация – это….
  1. . профинформация, профагитация;
  2. …направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;
  3. …нацелена на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов – профконсультантов;
  4. …проводится с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию;
  5. …формирование у учащихся чувства долга, профессиональной чести и достоинства;
  6. … степень адаптации к данной профессии.)

Задание 5. “Жизненные ценности” (“Конверт откровений”).

Вам предлагается, как на экзамене, вытянуть билет, и, прочитав вслух, высказать свое мнение относительно написанного. (Необходимо заранее заготовить вопросы по данной теме. Например: “Что для тебя является смыслом жизни?”; “Почему многим людям так и не удается сделать карьеру?” Назови несколько причин и т.п.)

– Выбор профессии, – каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, осознание своей необходимости людям.

– Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.

Задание 6. “ Цепочка профессий” (по принципу игры в города.)

– Мы уже узнали, что существует 5 основных областей (сфер) профессий. Начнем с области человек – человек (по очереди каждая команда называет профессию. Кто остановится, тот и удаляется из конкурса.)

Задание 7. Кроссворд.

Вопросы к кроссворду.

  1. Разрабатывает компьютерные программы на основе анализа математических моделей.
  2. Приготавливает различные виды теста, кремов, торты, кексы, заготавливает сырье по рецептам.
  3. Сервирует стол, встречает посетителей, принимает заказы, собирает использованную посуду.
  4. Осуществляет документальную и художественную фотосъемку людей и объектов.
  5. Должностное лицо, юридически правильно квалифицирующее факты и обстоятельства, раскрывает преступления.
  6. Восстанавливает и группирует факты, ищет их объяснение, устанавливает связь между событиями.
  7. Формирует у детей умение учиться, закладывает основы (научные, мировоззрения) бедующего самоопределения учащихся.
  8. Оказывает помощь по адаптации человека в окружающих условиях, разрешению личностных проблем.
  9. рассматривает уголовные дела (гражданские) обеспечивает законность всех действий суда.

– Итоги всей игры подводит приглашенное жюри.

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003, 272 с.
  2. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: “Институт практической психологии”. Воронеж: НПО “Модэк”, 1997, 56 с.
  3. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. – М.: Генезис, 2002.
  4. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов/Под общей ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995, 160 с.

Тренинг школьников по профориентации

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Профориентация школьников — Тренинги по профориентации

Цель: Активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Информационный блок 1.
Ведущий: В мире есть мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живем, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах.

Во-первых, определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовем их словом «хочу».

Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас «могу».

В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня обществу «надо».

Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как показали исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то 85%. А если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%.

Читать еще:  Психологические тренинги на уверенность в себе

. Упражнение «Ассоциации».
Инструкция: Попрошу одного из вас назвать любую профессию. Кто сидит слева от него пусть назовет ассоциацию к данной профессии и свой вариант профессии. Следующий участник продолжит упражнение и озвучит возникшую у него ассоциацию и новую профессию и т.д.

«Мои цели» (15 мин)
Объяснение: «Ценности — это наиболее общее образование, они не лежат на поверхности и тем не менее определяют нашу жизнь. Обычно же ценности конкретизируются в целях. Говорить о целях гораздо легче, потому что они больше осознаются человеком. Смысл поставленных целей состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание на желаемых результатах! Цель можно определить как нечто, увязанное во времени и измеримое в смысле состояния. Мы начнем выполнять задание, которое вы продолжите дома».
Задача : определение приоритетных целей каждого участника группы и сопоставление целей и уровня их реализации в предполагаемой профессии.
Инструкция: 1. Запишите все, что вы хотите иметь, кем хотите быть, что делать. Пусть вас не волнуют порядок записи, возможность достижения желаемого или его важность. Записывайте все, что приходит в голову. Сделайте список не менее чем из 10-15 пунктов. Мы настоятельно просим составить этот список, ведь в конце концов его можно выбросить. Возможно, полученный список вас удивит или огорчит, но в любом случае это будет повод для анализа самого себя и повод для раздумий.
Время выполнения 10 минут, после чего ведущие продолжают давать инструкцию.
2. Закончив список, включите в него то, что вы уже имеете и хотели бы сохранить. Если вы не хотите избавляться от чего-либо в жизни, то сохранение этого потребует сил и времени (любимые вещи, дом, машина, семья, отношения . ).
Время выполнения 7-8 мин.
Когда список завершен, ведущие просят записать дальнейшую инструкцию для выполнения в качестве домашнего задания.

Поработать со списком ценностей.
1. Возьмите список. Если вы что-нибудь придумали после окончания занятия, то допишите.
2. Прочтите список. Вычеркните то, что кажется глупым или мелким.
3. Перечитайте список. Думайте при этом о смысле вашей жизни. Вычеркните то, что ему противоречит. Если вы еще не открыли для себя смысл жизни, переходите к следующему пункту.
4. Распределите все желания на три категории: А — очень, очень важные, Б — очень важные, В — важные. Если желание не вошло даже в категорию В, то вычеркните его.
5. Перепишите все А — желания на чистый лист бумаги. Если их меньше 10, допишите к ним Б — желания. Если и сейчас оказалось меньше 10, то надо либо начинать все снова, либо пересмотреть классификацию.
6. Из нового списка выберите одну вещь, которую вам хочется больше всего. Напишите ее на новом листе бумаги. Из оставшегося выберите наиболее желаемое и перепишите под № 2. Таким же способом доведите список на третьем листе бумаги до 10.
Вот то, что вы хотите. На остальных желаниях не стоит сейчас концентрироваться. Посмотрите на вашу десятку. Представьте, какое удовольствие вы получите от каждого пункта. Что вы почувствуете, когда все это станет вашим?

Задание 1. Тест на знание профессий

Ведущий зачитывает названия малоизвестных профессий, а учащиеся должны определить, чем занимаются представители данного вида деятельности. Можно дать учащимся варианты ответов:

а) специалист, изучающий жизнь героев;

б) специалист, который занимается изучением горных пород мезозойской эры;

в) специалист, изучающий старения живых организмов.

а) специалист, скрепляющий бумаги в архивах;

б) штамповщик скрепок;

в ) машинист земельно-транспортной машины.

а) специалист, воплощающий эскиз рисунка ткани в материал при крашении;

б) специалист, занимающийся изучением и описанием ракообразных;

в) художник, рисующий ракообразных.

а) специалист, рассчитывающий допустимые дозы радиоактивного облучения;

б) специалист, фиксирующий ПДК (предельно — допустимые концентрации) загрязняющих веществ;

в) специалист, рассчитывающий на ЭВМ компоненты комбикормов.

а) испытатель эскалаторов в метро;

б) контролер измерительной техники;

в) изготовитель швейного инструмента.

а) специалист, управляющий процессом измельчения зерна на элеваторе;

б) вальщик деревьев в лесу;

в) специалист, изготовляющий коленчатые валы.

а) составитель меню;

б) ревизионный работник в столовой;

в) работник аптеки, имеющий фармацевтическое образование.

а) работник киностудии;

в) изготовитель киноэкранов.

9. Флотатор – это:

а) работник в торговом флоте;

б) работник в сельском хозяйстве по изготовлению инвентаря;

в ) работник, обслуживающий машины по разделению минералов.

Задание 2. Отгадай профессию

Для них характерны физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые знания психологии, истории, экономики. Отличное знание своей службы. (5 баллов)

Несколько раз за время службы меняет место жительства. Трудоустройство определяется условиями контракта. (4 балла)

Зарплата определяется званием, должностью, выслугой лет. (3 балла)

Может работать в экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует военные акции, разрабатывает военные планы, документы, организует военную службу и быт солдат. (2 балла)

Олег Газманов поет, что их сердце под прицелом, а карьера их начинается с военного училища. (1 балл)

Эта профессия процветает во всем мире. Это врач, который должен найти причину душевного дискомфорта у больного. (5 баллов)

Должен уметь слушать других, иметь здравый смысл, аналитические способности, логическое мышление, сочувствие к людям. (4 балла)

Цена одного часа консультации у данного специалиста стоит дорого. Во многих странах он является другом и советчиком 50-80% населения. (3 балла)

Не жалейте денег на здоровье!

В жизни это главное условие.

Почему? Да просто потому,

Что без душевного здоровья

Деньги нам уж ни к чему!

Он изучает причины душевных расстройств. (2 балла)

Психотерапия существует с незапамятных времен. В Х I Х веке прославил ее врач Зигмунд Фрейд. (1 балл)

3. Менеджер по рекламе

Цель данного специалиста — продать товар или услугу. Эта работа привлекает молодежь. (5 баллов)

Опытные специалисты утверждают, что в их работе 5% творчества и 95% потения. Малейшая ошибка в их работе чревата убытками для компании, а для них — потерей работы. (4 балла)

Занимается оформлением логотипов, плакатов, работает на компьютере, ведет финансовые дела, изучает особенности продукта, услуги, способы распространения и потребления, представляет новые услуги. (3 балла)

Доброжелателен, терпелив, общителен, инициативен, решителен, имеет творческий подход к делу. (2 балла)

Посещает клиентов, разрабатывает рекламные проспекты, продвигает рекламные услуги. (1 балл)

Их иногда называют буквоедами и педантами, им приходиться интерпретировать конкретные статьи кодексов, законов, документов. (5 баллов)

Умеют убеждать, вести переговоры, отстаивать собственное мнение, проявляют твердость и независимость в отстаивании своего суждения, не боятся смелых идей, обладают способностью концентрировать и быстро переключать внимание. (4 балла)

Прогнозируют последствия применения правовых норм, осуществляют подготовку контрактов, завещаний, судебных исков, общаются с клиентами. (3 балла)

Специалисту приходится отставать истину, быть аккуратным, гибким. (2 балла)

Сегодня все больше внимания уделяют вопросам правого регулирования бизнеса. Работают индивидуально или в юридических фирмах. (1балл)

Специалист разрабатывает содержание занятия и создает творческую атмосферу на них, внедряет новые методы и средства получения знаний. (5 баллов)

Имеет качества исследователя, организаторские способности, умение убеждать, социальную ответственность, здравый смысл, использовать современные технические средства обучения. (4 балла)

Специалист умеет ставить и решать проблемы, обладает знаниями по своему предмету. (3 балла)

Двадцать пар за указкой следят.

Куда ж это Волга впадает?

Что жители делают и что там растят,

Иван Иванович всем объясняет. (2 балла)

Дает адекватную оценку успехам учащихся, способствует развитию индивидуальных способностей, имеет педагогическое образование, работает в государственных и частных школах. (1 балл)

Когда-то они гвоздями не пользовались, а ценили топор, говоря: «Топор — всему делу голова». Эта профессия всегда нужная. (5 баллов)

Этот специалист занят на строительстве объекта от начала и до конца. Он «одевает» здание в леса, вставляет окна, двери. (4 балла)

Хорошо разбирается в древесине. Обладает художественными способностями, точностью и физической выносливостью. (3 балла)

В работе ему помогают различные инструменты: рулетка, угольник, пила, шершебель, отвес, ножовка. Свой глазомер этот специалист оценивает так «Мой глаз – ватерпас». (2 балла)

Эти специалисты всегда ценились в деревне, они строили дома, используя до 50 способов соединения бревен без гвоздей. (1 балл)

Задание 5 «Пойми меня»

При выполнении этого задания необходимо проявить артистические способности.

Капитаны команд выбирают одну из нескольких карточек с названием профессии (детский зубной врач, контролер в транспорте, продавец в магазине, директор фирмы). Участники должны разыграть ситуацию с представителем данной профессией.

Конспект занятия с элементами тренинга «Профориентационные игры в работе психолога с подростками, имеющими ТНР»

Сенькина Нина
Конспект занятия с элементами тренинга «Профориентационные игры в работе психолога с подростками, имеющими ТНР»

Цели: активизировать процесс профессионального самоопределения; расширять представления о различных сферах труда, мире профессий.

-выявить уровень знаний обучающихся о профессиях;

-расширить знания детей о мире профессий;

-формировать интерес к профессиям;

-развивать устную речь у учащихся, умение высказывать своё мнение.

Приемы и методы: словесный, наглядный, практический.

Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, раздаточный материал,презентация.

Ход занятия

Психолог: «Добрый день всем. Рада всех вас видеть. Мы с вами продолжаем наши занятия по профориентации и сегодняшнее наше занятие будет практическим, на котором бы будем играть в различные игры, делать упражнения, которые помогут нам расширить наши знания и представления о профессиях».

«Имя и профессия»

Психолог: «Все участники представляются по имени и называют профессию, которая начинается с их имени».

Читать еще:  С 7 тренинг

«В детстве я хотел быть…»

Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.

Участники становятся в круг. Каждый участник представляется и говорит, кем бы он хотел быть в детстве, показывая профессию с помощью невербальных средств общения. Группа повторяет движение по кругу за каждым участником.

Психолог: «Давайте вспомним правила нашего тренинг-занятия»

Доверительный стиль общения.

Общение по принципу «Здесь и сейчас»

Высказываться от собственного имени.

Конфиденциальность всего происходящего.

Недопустимость оценок в адрес другого.

Активное участие во всех упражнениях.

Принцип активного слушания (уважение к говорящему)

Психолог: «Посмотрите на доску и прочитайте эпиграф: «Выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу». Обсуждение эпиграфа.

Психолог: «Сейчас мы с вами выполним упражнения и игры, которые помогут вам соотносить свой образ с различными профессиями, будем играть в командах, вспоминая, необходимые профессии по заданию, отгадывать профессии без слов и др. Вы готовы?»

Цель упражнения- дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями.

(Упражнение проводится в круге.)

1. Ведущий опрашивает участников, какие профессии для них наиболее интересны, записывает эти профессии (примерно 10 — 15 названий) на доске. Во время проведения упражнения ведущий называет профессии из этого перечня.

Сейчас я буду называть профессии, а каждый участник в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбрано человека (наиболее подходящего для названной профессии).

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т. е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии, показывающие, что прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно.).

«Вспомни профессию»

Сначала представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием.

Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается. Чья команда это сделает лучше и быстрее?

Окулист Контролер Разведчик Проводник

Орнитолог Киноартист Рыбак Плотник

Ортопед Крановщик Редактор Пилот

путей Кочегар Радиоведущий Пожарный

Оператор машинного доения Киномеханик Рентгенолог Полицейский

Оператор связи Космонавт Радист Полярник

Оператор ЭВМ Кабельщик Репортер Пограничник

Кровельщик Печник Каменщик Пиротехник

Кутюрье Повар Кондитер Пекарь Кондуктор Портной Парашютист

«Отгадай профессию»

Задание: всем участникам поделиться на две команды. Теперь определите представителя, которому нужно вытянуть какую – то профессию. Далее команды должны невербально изобразить ту вытянутую профессию на листочке, чтобы члены другой команды могли ее угадать.

«Самые нужные профессии»

Профессия, специальность, квалификация — это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа — «Самые забытые профессии».

Третья группа — «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа — «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии,которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Задание: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл.

Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор.)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.)

Самая смешная (юморист, клоун, пародист.)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник.)

Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.)

«Символ моего дела»

Задание: необходимо объединиться в группы по три человека и создать символ своего будущего профессионального дела. Для начала необходимо выбрать геометрическую фигуру (круг, квадрат. треугольник, прямоугольник, в ней и будет красоваться символ. Цветовая гамма не ограничена.Но есть одно условие: символ должен отражать содержательную сторону деятельности фирмы, то есть отвечать на вопрос, какие услуги предоставляет ваша фирма.

Затем символы фирм собираются, перемешиваются и каждому участнику предлагается высказать свои предположения относительно того, что производит фирма и постараться угадать, чья это фирма. Обсуждение задания.

Психолог: «Мы сегодня с вами очень активно и продуктивно поработали, выполнили много интересного. Наше занятие-тренинг подходит к концу, и в заключении мне бы хотелось прочитать высказывание Ушинского К. Д. : «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии».

• Что понравилось во время проведения тренинг-занятия?

• Были ли какие -то упражнения сложные для вас и почему?

• Что нового узнали по данной теме?

• Какие важные «открытия» для себя вами сделаны?

Психолог: «Спасибо всем за работу, активное участие в играх! До новых встреч!»

1. Гурова, Е. В. Профориентационная работа в школе: метод. Пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. – М. : Просвещение, 2007. — 96 с.

2. Профориентация подростковс ограниченными возможностями жизнедеятельности: сб. диагностич. материалов / под ред. Р. А. Афанасьевой, З. А. Дулатовой, В. И. Карпушенко.— Иркутск: ВСГАО, 2010. — 70 с.

3. Профориентация: учеб. пособие / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — М. : Академия, 2007. — 496 с.

4. Профориентация в школе / сост. С. В. Тарасевич.— Минск: Красико-Принт, 2007. — 128 с.

5. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнение, опросники (8-11 классы) / Н. С. Пряжников. — М. : Вако, 2005. – 288 с.

6. Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / сост. : О. Е. Грибова. – М. : АПН и ПРО, 2003. – 126 с.

Фотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренинга 08. 11. 2018 г. старшим воспитателем Романычевой Т. В. была проведена деловая игра с педагогами с элементами тренинга на тему «Креативность.

Использование ТСО и ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕНТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Кафедра специального.

Конспект НОД педагога-психолога в подготовительной к школе группе детей с ТНР «Морское путешествие» Цель: Развитие эмоциональной сферы детей. Задачи: 1. Продолжать знакомить с различными эмоциями (радость, гнев, страх, грусть, удивление,.

«Космос». Конспект занятия психолога c элементами сказкотерапии в логопедической группе Конспект занятия психолога c элементами сказкотерапии в логопедической группе. «Космос» Цель занятия: — развитие у дошкольников произвольного.

Конспект занятия с элементами арт-терапии со старшими подростками «Грани моего Я» Занятие для старших подростков «Грани моего Я» Цель занятия: формирование адекватного восприятия себя, личностное развитие. Задачи: •.

Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их разрешения» Сл 1 — «Конфликты и способы их разрешения» Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов Задачи: 1 познакомить.

Родительское собрание с элементами тренинга одительское собрание с элементами тренинга «Домашние обязанности ребёнка: формирование положительных личностных качеств» (для родителей.

Семинар с элементами тренинга «Играем вместе» Семинар с элементами тренинга «Играем вместе». Цель: содействие формированию компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и.

Энергетическое фрактальное рисование как метод арт-терапии в работе с подростками в социально-реабилитационном центре ГКУ СО КК «Ейский СРЦРН» педагог-психолог Величко Т. Г. Тема: «Энергетическое фрактальное рисование как метод арт-терапии в работе с подростками».

Тренинг по профориентации

MAXIMUM Education — компания, специализирующаяся на сфере дополнительного образования школьников. Занимает четвертое место в рейтинге 35 крупнейших EdTech-проектов России по версии РБК.

По данным Атласа новых профессий, созданного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с инновационным центром «Сколково», к 2030 году появятся 186 новых профессий и 57 исчезнут. Даже такие вроде бы вечные специальности, как врач и учитель, меняются под влиянием бурного развития технологий. Как в таком многообразии ребенку выбрать, чем заниматься в будущем?

По результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. И лишь 5% опрошенных уже определились с профессией. Эти цифры говорят о системной проблеме, которая должна решаться на разных уровнях: государства, рынка, общества и семьи.

Читать еще:  Как стать тренинг менеджером

Госзаказ на профессионалов

Сегодня основной вектор развития на рынке профориентации задает государство. Нехватка специалистов в конкретных областях, перекос внимания выпускников в сторону «хайповых» специальностей и повышение конкурентоспособности страны в сфере инноваций заставляют государство вкладывать бюджетные деньги в профессиональную ориентацию детей. И у него для этого есть как минимум два больших инструмента.

Самый понятный и очевидный — искусственное создание спроса на те или иные профессии путем регулирования количества бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях. Прогнозы по нехватке конкретных специалистов на горизонте от 5 до 20 лет дают возможность властям сделать обучение по проблемным направлениям максимально доступным. Напротив, переизбыток специалистов в той или иной отрасли в перспективе заставляет перераспределять бюджетные места, тем самым «отговаривая» выпускников от выбора этих направлений. Это понятный рабочий инструмент, но он не решает вопроса профессионального самоопределения отдельного человека, хоть и позволяет регулировать рынок труда.

Второй глобальный инструмент — создание и поддержка проектов, которые позволяют школьникам погружаться в различные профессии. Один из масштабных проектов — сеть технопарков «Кванториум». Это площадки дополнительного образования, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Планируется, что к 2024 году их будет 245 в 85 регионах страны, а также появятся 340 мобильных детских технопарков.

Еще один федеральный проект «Билет в будущее» помогает выявить, насколько осознанно подросток выбирает свой профессиональный путь. После прохождения тестирования школьникам предлагается поучаствовать в ознакомительных практических мероприятиях и профессиональных практикумах углубленного формата (например, экскурсии на чемпионаты профессионального мастерства и профориентационные фестивали, а также очные или онлайн-пробы с носителем профессиональных компетенций).

На региональных уровнях также развиваются различные государственные программы. Одной из них является проект департамента образования города Москвы «Профсреда», который предлагает школьнику пройти различные профессиональные пробы для получения не только гипотетического, но и практического представления о будущей работе. Площадки организованы на базах колледжей Москвы, поэтому в большей степени представлены рабочие специальности. Также в рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы и другие просветительские мероприятия.

Другой игрок — большие корпорации с их программами, нацеленными на формирование узнаваемости и построение HR-бренда у аудитории уже с подросткового возраста. В рамках своих акций, проводимых на федеральном и региональном уровнях, они не только знакомят школьников с конкретными профессиями, но и формируют желание пойти работать в конкретную компанию.

Кроме этого, есть еще и родители, которые переживают за будущее своих детей. При этом цели у них могут быть разные: одни озабочены больше выбором предметов для ЕГЭ, другие хотят помочь детям осознанно выбрать любимое дело.

В связи с этими запросами формируется рынок частных профориентационных услуг. Некоторые из них стараются последовательно развивать осознанный подход к выбору профессии, знакомя подростка с состоявшимися специалистами и профессиями, где можно применить свои качества и умения. Другие делают упор на посещение подростками компаний, банков, лабораторий, где в рамках экскурсии можно расспросить об особенностях их работы и узнать все подробности. Есть программы, заявляющие, что они готовы сделать выбор профессии за ребенка, выявив его интересы и способности, и на основе этого подобрать вузы.

Как измерить эффективность профориентации?

Измерять и оценивать эффективность использования вышеупомянутых инструментов можно с разных позиций. Иногда достаточно задать подростку несколько вопросов:

  • Какую профессию ты выбрал?
  • Что собой представляет эта профессия?
  • Почему ты считаешь, что она тебе подходит?
  • Что ты планируешь делать в ближайшее время, чтобы в дальнейшем стать специалистом в этой области?

Если он отвечает на них уверенно, и его представления соответствуют реальности, значит профориентационная работа прошла успешно. При этом важно понимать, что абсолютной уверенности в выборе на этом этапе не может быть, так как подросток в любом случае выбирает из того, с чем близко еще никогда не сталкивался, а значит, не может со 100% уверенностью сказать, что ему подходит, а что нет.

Умения или призвание

«Только 27% процентов населения России работают по специальности», — таков неутешительный итог опроса Роструда. Как же помочь своему ребенку выбрать будущую профессию? И как понять, какие знания и навыки будут актуальны к моменту, когда он начнет работать?

Большинство родителей рассуждают так: «Мы привели к вам ребенка, заплатили деньги, скажите, какой ЕГЭ сдавать и куда поступать». Это самый популярный подход, который плодит сотни микро-бизнесов с разной степенью качества, отвечающих этим потребностям.

Проблема в том, что выбор, сделанный за ребенка с помощью тестов или экспресс-консультаций, не дает ему представления о будущей профессии и его пути в ней. В результате многие бросают учебу в вузе или, окончив его, идут работать не по специальности.

Поэтому появляется спрос на другой тип профориентации — персонализированный, благодаря которой ребенок сможет узнать свои сильные стороны, интересы, сформулировать жизненные цели, и на этой основе выбрать то, чем реально хочет заниматься.

И как показывает практика современных профориентационных проектов, именно развитие навыков и компетенций поможет ребенку стать конкурентоспособным в стремительно меняющемся мире.

Бурное развитие анализа данных, машинного обучения и других новейших технологий в образовании уже сейчас позволяет собирать и анализировать большое количество информации о каждом конкретном ученике. Цифровой образовательный след, который уже совсем скоро начнут собирать, начиная с рождения, поможет строить действительно индивидуальные образовательные траектории, опирающиеся на интересы и склонности ребенка.

Значит ли это, что уже в средних классах он будет понимать, кем станет? Пожалуй, что нет. Но, возможно, у ребенка будет перед глазами некая карта с различными траекториями его профессионального развития, а также инструментарий, позволяющий ему попробовать себя в разных сферах еще до окончания школы.

ПрофКомп@с

Не профессия выбирает человека, а человек профессию. Сократ

Профориентационные игры

Правила проведения игры: В игре предусмотрено две основных роли – «учеников» и «учителей». Желательно, чтобы каждый из участников одновременно выполнял обе эти роли. Когда участники являются «учениками», они «посещают уроки», на которых демонстрируют свои «знания». В качестве уровня их «учебных достижений» выступают результаты в упражнении на ловкость (например, сбивании кеглей). Игроки получают «ведомости», в которых указаны посещаемые им «уроки». Когда участник играет роль «учителя-предметника», он получает «диплом учителя». В «дипломе» указано название предмета и результат, за который «ученику» ставится оценка «пять». «Уроки» проходят по заранее объявляемому расписанию.

После того, как ведущий объявляет сюжет игры, раздаются «ведомости учеников» и «дипломы учителей», вывешивается расписание, проводится тур «начальной школы». По окончании всех уроков проводится «педсовет», на котором «учителя» должны составить рейтинг успешности обучения учеников. Аналогичным образом проводятся туры «средней» и «старшей» школы. Игра завершается обсуждением.

Система «дипломов» учителей и «ведомостей» учеников построена таким образом, что в игре присутствуют три типа учеников: первые попадают на «уроки» к строгим «учителям», которые ставят «пять» только за очень высокий результат (например, за 8 сбитых кеглей из 10); вторые попадают на «уроки» к нестрогим «учителям», которые ставят «пять» за предельно низкий результат (например, за 1 сбитую кеглю из 10); третьи попадают на уроки к разным «учителям».

2. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя. ). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много!

После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодолевания данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз — знак «плюс». Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели».

6. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается её преодолеть.

8. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.

Время на игру 30 – 40 мин. Школьники должны иметь ручки и бумагу.

1. Из учащихся по желанию выбираются 2 —3 человека для роли «пришельцев».

«Журналисты» помечают в своих записях, какие агентства они представляют, и дают броские названия сообщениям. «Пришельцы» также отмечают на своих листах название планеты и в качестве предварительной информации о встрече с землянами сообщают об уровне их развития и целесообразности контакта.

7. Через 5 – 7 мин сообщения собираются, независимо от того, все ли учащиеся успели их написать, и зачитываются вслух. Желательно предложить это сделать двум школьникам из числа пассивных, чтобы они читали сообщения по очереди. Эта процедура является подготовкой к обсуждению игры. На нее выделяется 5 – 7 мин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector