41pro.ru

Уроки и образование
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг развития профессиональных качеств

Игровой тренинг для молодых педагогов «Повышение профессиональной компетентности»
материал на тему

Игровой тренинг для молодых педагогов «Повышение профессиональной компетентности»

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Повышение профессиональной компетентности»

Цель: стабилизация благополучного эмоционального состояния молодых педагогов.

» повышение профессиональной компетентности;

» развитие профессионально значимых качеств личности, навыков самопознания и рефлексии;

» формирование позиции успешного педагога

Оборудование: краски, кисточки, белые листы, цветные листы с написанными на них высказываниями, ножницы, картина с «Формулой успеха», картина с буквами, картина с разными предметами ( ключ, конфета, перо, монета, бусинка, радуга, краски, кристальный цветок.)

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие способности устанавливать эмоциональный контакт.

Психолог: «Здравствуйте! Я рада вас приветствовать сегодня здесь, в этом зале. Сегодня такой замечательный день, не похожий ни на какой другой. Давайте подумаем, что хорошего сегодня у нас произошло?» Обсуждение.

2. Основная часть.

А. Упражнение «Коллаж»

Цель: определить профессиональные трудности каждого педагога.

Психолог: «Выбрав профессию педагога, вы наверняка столкнулись с различными трудностями. Я предлагаю выразить их на листах, лежащих перед вами. Выберите цветные листы с написанными на них высказываниями, которые вам подходят и создайте из них картинку (коллаж). Можете пользоваться всем, что есть у вас на столах»

Высказывания на листах желтого цвета (поведенческие):

» Сопротивление выходу на работу

» Откладывание деловых встреч

» Уединение, нежелание видеть коллег

» Нежелание видеть людей

» Нежелание заполнять документацию

» Формальное выполнение обязанностей

На листках красного цвета (аффективные):

» Утрата чувства юмора

» Постоянное чувство вины, неудачи

» Ощущение придирок со стороны других

» Бессилие, эмоциональное истощение

На листах синего цвета (когнитивные):

» Мысли о смене профессии, уходе с работы

» Ригидность мышления, использование стереотипов

» Сомнения в полезности работы

» Разочарование в профессии

» Ощущение, что ничего не получается

» Озабоченность собственными проблемами

На листах зеленого цвета (физиологические):

» Нарушение сна (бессонницауход в сон)

» Изменение аппетита (отсутствиезаедание)

» Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

» Длительно текущие незначительные недуги

» Усталость, быстрая утомляемость

» Головные боли, проблемы с ЖКТ

» Обострение хронических заболеваний

» Рассеянность, слабая концентрация внимания.

Психолог : «Обратите внимание, какой цвет у вас доминирует. Это важно — так как каждый цвет имеет свое значение. Красный — трудности в аффективной сфере, желтый — в поведенческий, синий — в когнитивной, зеленый — в физиологической.»

По окончании работы участники подходят к каждому коллажу: «Определяют доминирующую проблемную зону».

Б. Упражнение «Подарок»

Цель: обогащение знаний о способах решения трудностей.

На мольбертах вывешиваются списки трудностей. Каждому участнику предлагается поделиться способом решения той или иной трудности. Например, при нарушении сна: при бессоннице послушать «Шум моря» или другую релаксационную музыку, при невозможности проснуться — ставить будильник пораньше и начинать день с контрастного душа.

Б. Упражнение «Напряжение-расслабление»

Цель: стабилизация психоэмоционального состояния посредством способов саморегуляции.

Участникам предлагается встать прямо и до предела напрячь правую руку, сосредоточив на ней внимание. Через несколько секунд напряжение сбросить, расслабить руку. Проделать аналогичную процедуру с левой рукой, правой и левой ногами, шеей, поясницей.

В. Упражнение «с картиной «Звуковая гимнастика»

Цель: обучение снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.

А — воздействует благотворно на весь организм

Е — воздействует на щитовидную железу

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши

О — воздействует на сердце, легкие

У — воздействует на органы, расположенные в области живота

Я — воздействует на работу всего организма

Х — воздействует помогает очищению организма

ХА — помогает повысить настроение

Психолог: «Формировать мышечный корсет помогает дыхательная гимнастика. Это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Каждый из вас должен пропеть по букве из предложенного списка. В результате мы воздействуем на работу всего организма и снимаем мышечные зажимы. Прежде чем приступить к гимнастике, расскажу о правилах: выполняется в спокойном, расслабленном состоянии, стоя, с прямой спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко произносим звук. А теперь попробуем спеть вместе. Ну вот, напряжение мы сняли. А теперь время формировать „Мышечный корсет“: расправляем спину и плечи, растягиваем рот до ушей, создаем осанку и мимику победителя. После такого упражнения вы легко найдете пути решения проблем.»

Г. Упражнение «Мои сильные стороны»

Цель: активизация внутренних ресурсов.

Психолог: «У каждого из вас нашелся способ справиться с проблемой и найти внутренние ресурсы. Значит, они есть. Воспользуетесь ли вы ими, будет зависеть от того, какие сильные стороны у вас имеются. У каждого на столе лежит лист бумаги, обведите на нем свою руку и на каждом пальце напишите, каким сильными качествами вы обладаете.

Итак, сегодня вы определили трудности в работе, нашли пути решения, которые по большей части зависят от вас самих. То есть — все в ваших руках, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах.»

Д. Картина «Профессиональное будущее»

Цель: формирование профессиональной мотивации.

Психолог: » Сегодня вы поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось подарить презент вам на память» . Психолог просит каждого участника выбрать на картинке понравившийся предмет и интерпретирует ответ.

Монета — повышение зарплаты

Ключ — без труда найдете подход к родителям и детям

Перо — обобщение опыта

Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств

Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности

Конфета — установка на профессиональные перспективы

Краски — активная профессиональная позиция

Кристальный цветок — стойкое психическое здоровью.

3. Заключительная часть

Психолог: «Пришло время прощаться. Работа с вами доставила мне большое удовольствие, появилось желание больше работать в этом направлении. Сейчас я поделилась своим и мыслями. А теперь прошу ответить вас. С ками мыслями, жжениями, настроением покидаете этот зал вы?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал будет интересен прежде всего в управленческой сфере ДОУ.В ней сделан небольшой обзор современных игровых и и других нетрадиционных форм повышения профессиональной компетентности .

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис.

middot; Оказать психологическую поддержку и методическую помощь молодым педагогам по вопросам организации образовательного проц.

Цель : обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, как условие организации учебно-воспитательного процесса для детей с особенными обр.

Педагог — ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано.

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров.

Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск.

ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

Натейкина Ю.О.

Магистрант, Национальный исследовательский Томский государственный университет

ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

Аннотация

В статье рассмотрено понятие тренинга как способа профессионального развития персонала, а также рассмотрена уникальность данного способа.

Ключевые слова: тренинг, профессиональное развитие.

Nateikina Y.O.

Undergraduate, National Research Tomsk State University

TRAINING AS A METHOD OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STAFF

Abstract

The article deals with the concept of training as a means of professional development, as well as consider the uniqueness of this method.

Keywords: training, professional development.

Одним из успешных способов профессионального развития персонала является такой способ, как тренинг. Тренинги на формирование и развитие различных компетенций уже успели зарекомендовать себя в практиках организаций как наиболее эффективные способы развития персонала, особенно в новых или меняющихся условиях работы.

Для понимания данного способа профессионального развития персонала необходимо обратиться к толкованию самого понятия «тренинг». Авторы Е.В. Буйло и И.В. Иванова [1] пишут, что «тренинг – это специально организованный метод интерактивного обучения, используемый в относительно краткосрочной форме групповой работы и обеспечивающий целенаправленное формирование системы общих и профессиональных компетенций». Автор В.А. Саакова [3] cчитает, что «профессиональный тренинг – это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию необходимых профессиональных качеств».

Тренинг способствует быстрому и эффективному профессиональному, а также личностному развитию работников организации. Мощное развитие происходит в основном благодаря тому, что тренинг позволяет овладеть необходимыми компетенциями через игровые ситуации, а также с помощью техники активного общения и слушания. Иными словами тренинг – это специально созданная модель жизненной ситуации, в процессе которой человек приобретает определенный опыт и не боится совершать ошибки за счет искусственности ситуации. Разнообразные программы тренинга призваны научить участников справляться с трудностями, преодолевать личностные и профессиональные риски. Цели любой программы тренинга специфичны и предполагают формирование, развитие или совершенствование какой-либо компетентности. Компонентами компетентности авторы считают знания, умения, социальные или профессиональные установки и компетентные действия [1].

Читать еще:  Как стать тренинг менеджером

Уникальность тренинга как способа развития персонала состоит в том, что с его помощью можно не только развивать компетенции, но еще и ненавязчиво прививать персоналу необходимые организации ценности. Кроме того, А. Журавлев [2] отмечает, что тренинг может способствовать формированию продуктивной для деятельности установки, так как успеху часто мешают не столько недостаточность необходимых знаний и навыков, сколько непродуктивные установки, задающие принципиально неправильный подход к работе.

Существует множество видов и классификаций тренинга. Большинство авторов выделяют самую распространенную из них – классификация по направленности и способу воздействия на обучающихся, а также по типу изменения поведения у участников. По этой классификации все тренинги можно разделить на следующие виды: навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, а также бизнес-тренинг. Навыковый тренинг призван сформировать и отработать определенный навык, он подходит тем, кто точно определился с темой, которой ему необходимо овладеть. Психотерапевтические тренинги призваны изменить сознание человека, победить личностные кризисы человека, а также способствуют личностному росту. Социально-психологический тренинг направлен и на изменения в сознании и формирование определенных компетенций. Бизнес-тренинг в настоящее время является наиболее популярным способом обучения, так как основывается на совершенствовании навыков конкретных сотрудников.

Тренинг как любой вид обучения имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: овладение конкретными компетенциями за короткое время, возможность применения в работе полученных знаний и навыков сразу после тренинга, повышение мотивации персонала, сплочение коллектива. К недостаткам можно отнести: необходимость составления качественной и продуманной программы тренинга, а также посттренинговое сопровождение.

Учитывая все плюсы тренингов как способа профессионального развития, можно предположить, что данный вид обучения сотрудников будет высокоэффективным. Кроме того, он позволит не просто формировать и развивать необходимую нам компетенции персонала, а еще и формировать культуру, ориентированную на желаемые ценности организации.

Литература

  1. Буйло Е.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности / Е.В. Буйло, И.В. Иванова. // Журнал Научно-методическая работа. – 2014. – №12. – с. 12.
  2. Журавлёв Алексей. Специфика обучения с помощью тренингов // Научные исследования в образовании. – 2013. – №1. – с.49-53.
  3. Саакова В. А. Профессиональный тренинг как фактор повышения эффективности организации труда // Среднее профессиональное образование . – 2007. – №2. – с.60-61.

Тренинг: развитие профессиональных навыков

Профессиональные тренинги формируются на стыке психологии и знаний, необходимых для достижения бизнес-целей. Они создаются с учетом специфики отрасли. Именно поэтому для достижения положительного эффекта, приобретения полезных знаний и умений разработкой курсов должны заниматься профессионалы. В компании Papa Group работают тренеры с большим практическим опытом в разных секторах экономики. Именно это позволяет им предлагать эффективные тренинги, направленные на улучшение профессиональной деятельности.

Что такое профессиональные тренинги

Деловая сфера гибка и динамична. Полученных когда-то профессиональных знаний не всегда хватает, чтобы своевременно реагировать на изменения. Дальновидные руководители знают, что постоянное обучение персонала разных уровней является залогом успешного бизнеса. Только сплоченный коллектив способен двигать общее дело к положительному результату.

Профессиональный тренинг – комплексная обучающая программа, цель которой – улучшить компетенции. Правильно выбранный курс позволяет:

  • улучшить личностные качества, способствующие профессиональному росту;
  • выявить черты, мешающие реализации имеющегося потенциала, и найти пути решения проблемы;
  • повысить способности к коммуникационному взаимодействию в коллективе, с партнерами и клиентами;
  • усилить готовность коллектива к инновациям, переменам;
  • сформировать отдельные виды профессиональной деятельности, получить новые знания и навыки в этой сфере;
  • овладеть способностью быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, оперативно находить правильные решения;
  • стимулировать потребности и способности индивидуального самовыражения в работе;
  • побуждать к постоянному самосовершенствованию в профессиональной деятельности и др.

Сложность проведения профессиональных тренингов заключается в необходимости тонко чувствовать психологию данной сферы. Также важно знать или детально изучить ее специфику. Без этого обучающий тренинг может оказаться малоэффективным.

Кому необходимы профессиональные тренинги

Задача тренинга сводится к получению новых навыков, которые можно применять в реальных профессиональных ситуациях. То есть обучение должно принести пользу, которая будет выражаться в повышении уровня квалификации персонала, переходе его на новый уровень. Также в положительную сторону должно поменяться отношение к работе, возрасти удовлетворенность своими достижениями и возможными перспективами.

Учитывая цели и задачи тренингов, а также возможные результаты, они будут полезны:

  • руководителям разного уровня. Предлагаются варианты обучения для начальников отделов, производств и др.;
  • сотрудникам отделов и подразделений. Тренинги учитывают специфику отдела и будут направлены на увеличение продаж, стимуляцию производственных процессов и др.

Особенности наших профессиональных тренингов

Тренинги от специалистов компании Papa Group создаются с учетом специфики бизнеса клиента, а также профессиональной деятельности слушателей. Мы работаем на результат, поэтому большое внимание уделяем развитию практических навыков и умений. Курс состоит:

  • из мини-лекций. Они занимают не более 30 % времени тренинга. Их задача – в доступной форме донести до слушателей необходимые теоретические выкладки, создать правильную информационную базу;
  • практики. Такие занятия составляют около 70 % времени. Они включают деловые, ситуационные игры, мозговые штурмы. Разбор в ходе тренинга реальных примеров стимулирует к действиям, поиску выходов из возникшей ситуации. Участники учатся прислушиваться к стороннему мнению, воспринимать чужие идеи, слаженно функционировать в коллективе. Такое обучение позволяет закрепить теоретические выкладки, попробовать предлагаемые рычаги влияния на практике, приобрести навыки работы с изложенными методами. После таких тренингов слушатели чувствуют себя увереннее, не задумываясь применяют полученные умения в профессиональной деятельности.

Для большей наглядности в процессе проведения тренинга может быть задействовано мультимедийное оборудование.

Почему стоит обратиться к нам

Профессионализм. На предварительном этапе оговариваются цели и задачи тренинга. Клиент должен точно понимать, что он хочет получить в результате обучения. Также изучается специфика сферы профессиональной деятельности. На основе этой информации создается индивидуальная программа обучения.

Обязательная обратная связь. Наши тренинги должны быть полезны. Именно поэтому в процессе их проведения значительное внимание уделяется обратной связи. Тренер оценивает уровень усвоения знаний. Он может адаптировать курс с учетом особенностей восприятия слушателями информации.

Послетренинговое сопровождение. Наша работа не заканчивается проведением тренингов. Мы готовы оказывать профессиональную поддержку и в дальнейшем, помогать внедрять полученные умения в реальную деятельность.

Конфиденциальность. Специфика тренинга требует глубокого погружения в сферу деятельности клиента. Но наши специалисты знают, как важно сохранить конфиденциальность подобных сведений, и готовы это гарантировать.

Чтобы заказать профессиональные тренинги в нашей компании, оставьте заявку на сайте. Для уточнения деталей свяжитесь с менеджерами удобным для Вас способом.

Тренинг «Формирование профессиональных качеств лидера»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ШАХТЕРСКА

ШАХТЕРСКАЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І – ІІІ СТУПЕНЕЙ № 18

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Тренинг для молодых директоров,

заместителей директора, школьных психологов

«Формирование профессиональных качеств лидера»

Сегодня очевидным становится факт: современному образованию необходимы управленцы-менеджеры новой генерации, способные к конструктивной управленческой деятельности, умеющие организовать развитие общества, его возрождение.

Достижение целей организаций по повышению жизнедеятельности и развития в условиях рыночной экономики могут обеспечить далеко не любые руководители, а лишь такие, которые способны объединять людей для решения проблем с высокой степенью неопределенности не командно-нажимными методами, а на основе учета их жизненных интересов и ориентаций. Этих руководителей называют лидерами.

В последнее время взгляды на лидерство существенно изменились. Уровень образования людей повысился, и люди лучше научились выражать свои мысли. Ими больше нельзя командовать так, как раньше. Работа теперь усложнилась и требует совместных усилий многих людей — это общепризнанный факт. Но для достижения целей организация должна видеть в своих руководителях лидеров. Наметившиеся сдвиги в сторону демократизации общества привели к необходимости улучшения лидерства на всех уровнях. В современных условиях демократизации общества как никогда необходим гуманный стиль лидерства, объединивший наиболее действенные элементы стилей руководства, способный противостоять авторитарному стилю, который до сих пор используют многие руководители. Поэтому решение задачи подготовки гуманного лидера является актуальной на данном этапе развития общества.

Если сопоставить различные определения, то лидерство— это способ влияния и управления. Для многих лидер — это предводитель, смотрящий вперед, руководящий людьми и двигающий их к цели.

К необходимым деловым качествам психология лидерства относит следующие умения и навыки:

1.Принятие решения и ответственности;

2.Планирование и анализ;

3.Менеджмент и реклама;

4.Ведение переговоров и умение договариваться;

6.Стили лидерства и мотивация.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание в себе лидерских качеств, безусловно, требует определенной эмоционально-волевой тренировки, самовоспитания определенных черт характера как привычки поступать определенным образом. Но, лидерство — это также и определенные профессиональные умения и навыки. А, как известно, умения и навыки формируются в процессе обучения и закрепления полученных навыков в соответствующих видах деятельности. Поэтому, рассмотрим как формируются деловые лидерские качества.

Читать еще:  Equator тренинговая компания

Цель тренинга: выявление деловых качеств членов педагогического коллектива.

Целевая аудитория : Разработка расчитана на молодых специалистов, заместителей директора, методистов, практических психологов, которые работают с молодыми учителями.

Организационные параметры тренинга : Тренинг состоит из одной встречи, которую можно провести в ноябре-декабре (к этому времени адаптационный период у молодых учителей закончится) . Продолжительность встречи – 60 минут . К оличество участников – от 15.

Оборудование: мультимед и а — проектор, ПК, э кран, магнитная доска, р а здаточный матер иа л, бумага, ручки.

Психологический настрой участников тренинга на работу

Психологическая игра «Адаптация»

Работа в группах,

Психологическая игра «Начали!»

Работа в группах,

элементы деловой игры

Индивидуальная, творческая работа

Ведущий . Добрый день, уважаемые коллеги ! Рада видеть Вас на наш е м тренинге . И сегодня мы поговорим о формировании профессиональных качеств лидера.

Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, то есть, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. Своевременное их выявление способствует продуктивной работе коллектива. И сегодня я предлагаю вам принять участие в нескольких психологических играх, которые помогают выявить в коллективе как лидера, так и исполнителя.

1. Психологическая игра «Адаптация».

Цель: проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы.

В начале игры коллектив объединяется в микрогруппы (в зависимости от количества участников может быть 3-5 групп). Объединение участников можно осуществлять по разному: стихийно; по предметам, которые преподают учителя; по цвету геометрических фигур, приготовленных заранее и т.п. За выполнение заданий вручаются жетоны двух цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует.

Работа в группах

Напомнить участникам правила работы в группах. Определить время работы.

Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.

Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Представители групп демонстрируют работы. Участники с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).

Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Представители групп демонстрируют работы. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый.

Четвертое задание – «три «Д» ( Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Участники с красными жетонами переходят в другую группу.

Пятое задание (для всех микрогрупп – одинаковое) – создать живую скульптуру « Я – лидер!». Представтель группы – «искусствовед» – рассказывает о скульптуре. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый.

Ведущий. Большое спасибо! Прошу вас обратить внимание на полученные жетоны. Те, у кого больше красных жетончиков, имеют яркие лидерские качества. А тем, у кого преобладает зеленый цвет, есть стимул к самосовершенствованию. Обладателей красных жетонов прошу подсчитать их количество. Тому, у кого их больше, вручается приз (медаль, памятный знак и т.п.)

Ведущий. Следующая игра, которую я хотела бы вам предложить, называется «Начали!»

Цель: Проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создается дух соревнования, помогает увидеть наличие и состав микрогрупп в коллективе.

Участники объединяются в две-три равные по количеству команды. Объединение участников можно осуществлять по разному: стихийно; по предметам, которые преподают учителя; по цвету геометрических фигур, приготовленных заранее и т.п. Каждая команда выбирает себе название.

Ведущий: Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

(Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству).

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы, ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» (Встают самые активные члены группы, включая лидера).

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» (Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого).

Задание четвертое. Мы прилетели на Марс, и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!» (Проведя эту игру, можно увидеть наличие и состав микрогрупп в коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то необходимо составить количество номеров и комнат с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный. Эта методика покажет довольно-таки полную систему лидерства в коллективе).

Задание пятое. Постройтесь, пожалуйста, в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешается открывать глаза. Ведущий спросит, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, ведущий предложит участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры. Эта игра не только на выявление лидера, она способствует сплочению коллектива).

Ведущий. Благодарю всех за активное участие. Как видите, с помощью этой игры вы можете определить не только лидера, но и его помощников. Ведь в любом коллективе важно определить не только лидера и оценить его способности, но и выявить исполнителей, и наличие и состав микрогрупп. Только зная способности и потенциал каждого, вы сможете правильно распределить обязанности, задания и поручения, что, несомненно, положительно скажется на продуктивности работы коллектива в целом, будет способствовать поддержанию в нем благоприятного микроклимата.

Тренинги профессионального развития. Зачем они нужны? Часть II

Продолжая цикл обзоров о профессиональном обучении и развитии персонала, мы решили раскрыть секреты сравнительно нового для нас формата обучения сотрудников, называемого «тренинг». Что это такое, кем и когда он был проведен впервые, в чем его особенности, преимущества и недостатки — читайте в сегодняшнем обзоре.

________________

«Способность учиться быстрее, чем ваши конкуренты, может быть, единственное, заслуживающее поддержки, конкурентное преимущество».

Арье де Геуз.

________________

В последние годы, когда речь заходит о повышении эффективности сотрудников, например, в продажах или обслуживании клиентов, мы часто слышим слово «тренинг» как решение возникших профессиональных сложностей и как способ научить людей делать грамотно то, что они должны уметь делать на своем рабочем месте. Однако само понятие «тренинг» достаточно размыто на сегодняшний день. То есть под словом тренинг воспринимается любое специализированное образовательное мероприятие, проведенное для сотрудников различных компаний или организаций, независимо от того, тренинг ли это на самом деле, семинар, лекция или что-то еще. А ведь цели таких мероприятий и технологии их достижения могут быть совершенно разными. Особенно распространенным сегодня является понятие «семинар-тренинг». Мы часто слышим его в теленовостях о том, что где-то кем-то проведен этот самый «семинар-тренинг» для, допустим, сотрудников медицинских учреждений… Давайте разберемся с тем, что же такое тренинг на самом деле.

Читать еще:  Тренинги в минске бесплатно

Что такое тренинг?

Каждый из нас в своей жизни уже не один раз побывал участником тренинга, независимо от того учились ли мы ходить, плавать, ездить на велосипеде, управлять автомобилем или делать что-то еще. Все потому, что тренинг (training) в переводе с английского – это тренировка или «дрессировка», подразумевающая отработку конкретных навыков на основе теорий и опыта (собственного или других людей). Не исключено, что многим из наших читателей уже довелось принять участие и в настоящих групповых тренингах. Поэтому для них не будет новостью то, что цель любого тренинга – это изменение человеческого поведения в широком смысле этого слова. Приведем конкретное определение понятию тренинг:

Тренинг – это интерактивная форма обучения персонала, сочетающая краткие теоретические блоки и практическую отработку навыков за короткий промежуток времени (от 1 до 5 дней). Задача тренера, работающего с группой из 8-16 человек, с помощью психологических упражнений дать импульс участникам, для того чтобы те сами смогли найти решение в той или иной ситуации.

Тренинг – это лучшая форма приобретения навыков, взгляда «со стороны», обмена практическими наработками. В ходе тренинга люди имеют возможность не только получить новые знания, но и применить их на практике, понять, стоит ли пользоваться новыми наработками, в каком виде и в каких ситуациях их применять.

________________

Немного истории: Одним из первых, кто начал использовать тренинги для обучения взрослых людей, стал Дейл Карнеги, основавший в 1912 году «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились (и до сих пор проводятся) тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе, взаимодействия между людьми и пр.

Значительный вклад в эту форму обучения внес известный немецкий, а позже американский социальный психолог Курт Левин. Долгое время, изучая групповую динамику поведения людей в ходе тренинга, он пришел к выводу, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».

Идее группового тренинга в этом году исполняется 72 года. В 1944 году Курт Левин основал Центр изучения групповой динамики при Массачусетском технологическом институте, с исследований которого ведет свою историю современный психотренинг.

________________

Как это работает?

У слова training в переводе на русский много значений, но каждое из них сводится к одному: тренинг – это учебный процесс, отличающийся от остальных методикой его проведения. Как уже было сказано выше, в ходе проведения тренингов используется интерактивная методика, которая позволяет обеспечить активное взаимодействие обучающихся с тренером и с другими участниками группы.

________________

Для справки: Интерактивный («Inter» – взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо. Интерактивные методы обучения позволяют обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности.

К интерактивным методам могут быть отнесены: индивидуальная работа, общая дискуссия, работа в парах или малых группах, «мозговой штурм», ролевые и «деловые» игры, кейс-методы, групповая работа с фото, видео, иллюстративным материалом и т. д.

То есть, говоря простым языком, по-настоящему качественный тренинг – это весьма динамичный процесс, в ходе которого участники имеют возможность эффективно освоить материал через активное взаимодействие с тренером и другими участниками группы, получить один или несколько ответов на давно волнующие вопросы. И даже если кто-то из участников по ряду причин не вовлечен в процесс, хороший тренер замотивирует на развитие и такого.

________________

Три категории тренингов:

Тренинги личностного роста. В ходе таковых тренер, как правило, «обнажает» комплексы участников, после чего совместно с ними же пытается их преодолеть, применяя готовые алгоритмы действий.

Коммуникативные или психологические. Сюда относятся тренинги, развивающие индивидуальные деловые качества. А именно: планирование собственного времени, расстановка приоритетов при решении задач, а также тренинги для руководителей, рассматривающие такие аспекты работы с подчиненными, как целеполагание, делегирование полномочий, мотивация сотрудников, методы решения конфликтов и т. д. Сюда же можно отнести группу тренингов по технике продаж, проведению переговоров, презентаций и т. д.

Специализированные или профессиональные. Характерным признаком такой категории тренингов является их сложно произносимое название. Например: «Реинжиниринг бизнес-процессов с целью создания организационной основы для решения командой задачи по развитию бизнеса» или «Эффективная сейлз-промоушн-кампания как инструмент маркетинга».

Две последние категории и называют термином «Бизнес-тренинги», которые направлены на развитие компетенций сотрудников в рамках (а иногда и за рамками) их функционала. Кроме того, в результате профессионального бизнес-тренинга люди получают идею, продукт, проект, набор инструментов, алгоритм действий и пр., которые в целом могут помочь совершенствовать и оптимизировать существующие бизнес-процессы либо придумать совершенно новые и более эффективные.

Для тех, кто любит конкретику, предлагаем определение понятию Бизнес-тренинг: — это разновидность обучения, целью которой является развитие профессиональных знаний, умений и навыков команды или отдельного сотрудника компании. Бизнес-тренинг дает возможность в короткие сроки обучиться навыкам, необходимым для успешного ведения бизнеса. Кроме того, он может дать стимул к новым достижениям, зарядить коллектив энергией и помочь решить многие задачи. В настоящее время именно такая форма обучения наиболее популярна во всём мире.

Описанные выше три категории тренингов позволят читателям, помимо всего прочего, точнее сориентироваться в способах реализации своих потребностей на развитие. А если рассуждать о тренингах с точки зрения тех, кто их организует, то здесь уместно было бы добавить следующее. Нужно понимать, что тренинги, помимо градации на категории, имеют еще и свои разновидности, а именно: корпоративные и открытые. Напомним, сейчас речь идет только об очном обучении (исключая вебинары и прочее дистанционное и заочное обучение).

Корпоративные тренинги – проводятся с персоналом конкретной компании по заказу ее руководства. То есть сотрудники этой организации должны пройти тренинг в порядке повышения своей квалификации. В большинстве случаев это тренинги деловых и профессиональных навыков. Кстати, оплату работы тренера в таких ситуациях проводит компания-заказчик.

Открытые тренинги – это те, на которые собираются совершенно разные люди, заинтересованные в получении соответствующих навыков и оплатившие тренинг из собственных средств. То есть в данном случае человек добровольно идет на тренинг, выбирая его по актуальной для себя теме и экспертности, как правило, известного ведущего (тренера).

Зачем это нужно участникам тренинга?

В данном обзоре уже упоминалось о том, что целью любого тренинга является изменение поведения. А осознание взрослым человеком необходимости таких изменений, в свою очередь, является залогом эффективности развития в форме тренинга.

Кроме того, в ходе такого обучения перед участниками открывается ряд уникальных возможностей:

  • увидеть себя со стороны, свои эффективные и неэффективные стратегии поведения и установки благодаря обратной связи других участников тренинга;
  • расширить свой ролевой репертуар и инструментарий воздействия на себя и внешнюю среду;
  • узнать что-то новое о предмете тренинга, себе самом и окружающих людях;
  • проработать навыки в режиме реального времени с возможностью делать паузы, обсуждать и на ходу менять стратегии;
  • проанализировать и скорректировать свое поведение, мысли и установки;
  • завершить незавершенные старые переживания, проработать привычки, которые мешают жить;
  • просто поделиться своими проблемами, страхами, переживаниями, проговорить такие вещи, которые сложно проговаривать в обычной жизни и т. д.

Одним из главных условий эффективности обучения, с точки зрения взрослого человека, является четкая осознанность собственных потребностей на развитие. Хуже, когда руководители отправляют своих подчиненных на тренинг «для массовки» – это зря потраченные время, силы и деньги. О том, как избежать неоправданных потерь и помочь сотруднику сформулировать собственные потребности на развитие, мы расскажем в следующем обзоре, который будет посвящен роли руководителя в развитии подчиненных. Там же мы ответим на вопрос, зачем тренинги нужны их заказчикам (юрлицам) и сколько в среднем это стоит? А пока, подводя итог сказанному о тренинговом формате обучения и развития персонала, еще раз вернемся к вопросу, что такое тренинг?

Тренинг – это один из самых актуальных на сегодня видов интерактивного экспресс-обучения. Это путь от осознания нехватки знаний к новым устойчивым навыкам, он дает сильнейший творческий импульс, высвобождает сознание и заряжает такой энергетикой, что те, кто попал на настоящий тренинг один раз, не могут удержаться от соблазна посетить и другие тренинги на интересующие их темы.

Михаил ВИШНЯКОВ, наш корр.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector