41pro.ru

Уроки и образование
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинги для учителей в школе интересные упражнения

Психологический тренинг «Успешный учитель»

Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя.

2. Упражнение “Подарок”

Участники тренинга рассаживаются в круг, и психолог предлагает каждому участнику по кругу без слов при помощи жестов, мимики, позы подарить следующему участнику подарок. Тот участник, которому подарили подарок, благодарит и дарит свой подарок следующему участнику.

3. Упражнение “Мой стиль в профессии”

Группа учителей садится в круг и психолог предлагает каждому выразить приветствие группе, представляя, что перед ними не учителя, а школьники. Приветствие может выражаться словами: “Здравствуйте, ребята!” Рекомендуется при этом подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица. После того, как все участники группы выразили свои приветствия, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают впечатления как бы с позиции детей. Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию.

В данном упражнение группа работает на каждого участника, реализуя для него обратную связь в процессе поиска собственного индивидуального стиля деятельности.

Необходимо отметить, что проблема эффективного стиля педагогической деятельности является актуальной не только для молодых учителей, начинающих свою работу в школе. Учителя, имеющие солидный стаж трудовой деятельности и оперирующие сформированными навыками и автоматизмами в работе, нуждаются в обновлении и расширении своего арсенала профессиональных средств. Здесь необходимо идти не по пути подавления собственной индивидуальности, а искать возможность наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего “Я”.

4. Упражнение “Встреча”

Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование “комплекса детскости”.

Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно рассаживаются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними.

После успокаивающих слов: “Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут”, психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.

Далее он говорит: “Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.

После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру”.

Общее обсуждение проводится на основе следующих опорных вопросов: “Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем внутреннем воображении”; “Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?”; “Опишите ваши переживания и впечатления”.

5. Упражнение “Крокодил”.

Цель: формирование групп.

Посчитайте, сколько в группе людей, назовите это число группе и объясните задание:

Сейчас вы будете свободно ходить, просто ходить под музыку и смотреть друг на друга. Можете танцевать, развлекаться и вообще делать что хотите, однако в любой момент могу свистнуть и сказать: “В группы по пять!” – или по три, или по семь. Так вот – вам надо оказаться именно в такой группе. Пожалуйста, постарайтесь не остаться вне заданной группы. И если в группе должно быть шесть человек, а у вас пять или семь – вы с заданием не справились. Внимание, ходим!

Все ходят, затем ведущий дает свисток, мгновенные перемещения, народ так или иначе формирует группы, и так несколько раз. Заканчивается все тем, что ведущий называет цифру, равную численности группы, поделенной на три, и пару мгновений спустя, то есть исключительно бодро, группа делится ровно на три части.

6. Упражнение “Решение конфликтных ситуаций”.

Каждой группе предлагается конфликтная ситуация. Группе необходимо найти конструктивное решение, сложившейся конфликтной ситуации.

  1. На заседание кафедры некоторые преподаватели пришли неподготовленными. Как вести себя руководителю кафедры? Почему сложилась такая ситуация?
  2. В классе – ЧП: у девочки украли кошелек. Все подозревают одного и того же ученика. Девочка плачет, а одноклассники – одни сочувствуют, другие считают, что она растяпа и сама виновата, третьи предлагают обыскать подозреваемого ученика. Как вести себя учителю?
  3. В классе – ребенок, который часто и подолгу болеет, а потому не успевает. Решается вопрос о том, чтобы оставить его на повторный год обучения. Родители просят не делать этого – мальчик не виноват в своей болезненности. Роль учителя, классного руководителя, завуча, директора в этой ситуации?
  4. У учеников и родителей претензии к охранникам: не разрешают детям выходить во двор, не пускают в школу родителей, а родители еще и оплачивают это “удовольствие”. Ребята и родители заявляют, что нарушаются их права. Как должен повести себя в этой ситуации директор, завуч, учитель, классный руководитель?
  5. Родители первоклассницы обратились к директору с просьбой перевести ребенка в другой класс: каждое утро слезы, девочка не хочет идти в школу – она ей не нравится. Почему родители обратились именно к директору, а не попытались решить проблему с учителем?
  6. В школе в начале учебного года были введены платные услуги. Оформлены соответствующие документы, но случилось так, что учитель по определенным причинам не провел несколько уроков. Он пришел в класс и сказал детям: “Ребята, т.к. уроки не были проведены, то за них вы можете не платить”. Правомерны ли действия учителя?

7. Упражнение “Хочу – могу – надо”

Группа учителей рассаживается в полукруг, перед которым ставятся два стула.

По желанию двое учителей выходят в центр и садятся перед группой. Один учитель – слушатель, другой выступающий. Последний проговаривает три предложения, в которых первая часть одинакова, а вторая различается. Например, он говорит: “Я должен чувствовать себя уверенно”, “Я могу чувствовать себя уверенно”, “Я хочу чувствовать себя уверенно”.

Важно, чтобы продолжение первого предложения (его вторая часть) было спонтанным и непосредственным. Человек говорит то, о чем он думает, что первое приходит в голову.

Обсуждаются вопросы о том, какие из трех предложений было высказано наиболее убедительно, в каком из проявилась инициатива говорящего. Сначала эти вопросы задаются второму участнику, находящемуся в позиции слушателя, затем — всей группе. Разбираются интонации голоса говорящего, его выражение лица, жесты и т.п.

Как правило, в женской аудитории, коей часто вступает учительская группа, выясняется, что большинство участниц живет по принципу “Я должна”. На реализацию собственных желаний и потребностей (“Я хочу”) не остается ни времени, ни сил. Психолог стремится показать группе, что каждому человеку необходимо какое-то время посвящать “жизни для себя” бы сохранить оптимизм и душевное здоровье.

Затем обсуждаются вопросы, связанные с поиском эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя. Психологу важно показать, что форма поведения учителя в школе, его манера общения с другими учителями и учащимися вырабатываются на основе не только принятых в педагогической профессии норм деятельности, но и проявлении собственной индивидуальности. Один учитель строг и суховат в общении, другой — эмоционален и стремится к непосредственным взаимодействиям. Важно не отказаться от самого себя, играя роль, не соответствующую своей индивидуальности, а находить возможности реализовать себя как можно полнее в заданных профессией рамках и ограничениях.

8. Упражнение “Модальность”

Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:

“Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен слушаться учителей и родителей!”. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Ты можешь. ”, “Ты имеешь право..”, “Тебе интересно. ”. О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: “Я могу тебя наказать. ”, “У меня есть полное право. ”, “Я знаю что делать. ”, “Я старше и умнее. ”. Модальность долженствования (ты должен. ) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учи теля к ученику необходимо свести к минимуму. Мы предлагаем типичные фразы в модальности долженствования, вам необходимо перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например: “Ты должен слушаться учителей и родителей!” (типичная фраза). – “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”.

  1. “Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!”
  2. “Ты должен хорошо учиться!”
  3. “Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”
  4. “Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”
  5. “Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”
  6. “Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”
  7. “Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”
  8. “Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!”
  9. “Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”
  10. “Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”

9. Оценка профессиональной направленности личности учителя (Приложение)

Цель: определение механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности.

10. Упражнение “Подарок”

Участники тренинга встают в круг, и психолог предлагает каждому участнику подарить следующему участнику подарок, передавая мячик, но подарок должен быть эмоционально окрашен, например: “Ольга Ивановна я дарю вам доброту, потому, что мы с вами добрые люди, а Ольга Ивановна говорит я согласна или не согласна и дарит следующему участнику подарок в виде эмоции, пожелания…”

11. Обмен мнениями, замечания, пожелания.

Психологические игры и упражнения для учителей и педагогов

Цели психологических игр — сугубо психотерапевтические: игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность, развивают внутренние психические силы. Психологические упражнения помогают учителю ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Для психотехнических игр не нужно много времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим учителем, педагог может выполнять упражнения в перерывах между уроками (в своем кабинете или учительской), на уроках, когда школьники работают самостоятельно, по дороге на работу или домой. Постарайтесь выработать в себе привычку к психологическим действиям: тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.

Психологические игры-релаксации для учителей

За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и учитель, выполняя в школе и после работы специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику.

Упражнение 1. “Внутренний луч”

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”

Упражнение 2. “Пресс”

Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в “трудном” классе, разговором с “трудным” учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что, мы видим так часто: “сбрасывается” отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье учителя, где он ослабляет внутренний контроль после работы.

Читать еще:  Тренинг по ведению бизнеса

Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

Упражнение 3. “Мария Ивановна”

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации.

Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

Упражнение 4. “Голова”

Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя “стресс руководства” и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб учителей — на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы

чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение 5. “Руки”

У вас последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости “вытекает” из кистей рук на землю, — вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну — две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь, открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.

Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

Упражнение 6. “Я — ребенок”

Многие опытные педагоги играют в игру “Я — ребенок”. Вот, например, как описывает свое состояние: “Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, т.е. вызываю в себе то ощущение детской легкости, которое свойственно ребенку: сбрасываю с себя “все взрослое”, а главным образом, то внешнее взрослое, что присуще моей административной роли. Далее идет подбор форм обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а главное — продумывание первых слов, так сказать, формулы обращения”.

Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. Во время игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться “на равных” с вашим партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы, наверняка, станете ему ближе.

Адаптационные игры для учителей и педагогов

Каждый учитель может вспомнить сложный период в своей работе, связанный с профессиональной адаптацией в школе. Молодые учителя, пришедшие из педагогических вузов, привыкают к школе от 6 месяцев до 3 лет. Они привыкают к постоянному шуму на переменах, к интенсивным коммуникативным взаимодействиям. Но труднее всего им выработать в себе умение в течение 45 минут на уроке держать дисциплину в классе. Многие учителя жалуются на ощущение слабости и истощенности после уроков, на сложности в выработке готовности держать класс под контролем.

Нам приходилось наблюдать различные ситуации, в которые попадают молодые учителя.

Мы видели, как учительница металась по классу, как челнок. Там, где она стояла, дети затихали, но в это время начинали громко разговаривать в другом углу. Нетрудно представить, как устала эта учительница к концу урока.

Как облегчить и в то же время активизировать процесс профессиональной адаптации молодого учителя в школе? Прежде всего, надо помнить, что хорошим руководителем становится только тот, кто умеет хорошо управлять самим собой.Развивая эти качества, молодой учитель сможет быстрее и эффективнее пройти адаптационный период. Предлагаем несколько упражнений для развития внутренних средств саморегуляции.

Упражнение 1. “Фокусировка”

Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала урока. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде “Тело!” сосредоточьтесь на своем теле, по команде “Рука!” — на правой руке, “Кисть!” — на кисти правой руки, “Палец!” — на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” — на кончике указательного пальца правой руки. Команды подавайте самому себе с интервалами 10-12 секунд (найдите при этом благоприятный для вас ритм).

Упражнение 2. “Дыхание”

Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не старайтесь специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.

Упражнение 3. “Психоэнергетический зонтик”

Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты и, объясняя материал, старается представить, что он своей волей, своим сознанием устанавливает своеобразный “зонтик”, плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверено, крепко и стабильно держать ручку этого “зонтика” на протяжении всего урока.

Упражнение вырабатывает способность контролировать ситуацию в классе.

Упражнение 4. “Распределение внимания”

Важно также научиться распределять свое внимание в классе.

Упражнение выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и “краем глаза” смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через, сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали и восстановить виденное на телеэкране. По мере того, как часто вы будете выполнять упражнение, с каждым разом вы будете все лучше распределять свое внимание.

Психологи: Лемешинская М.Г., Смагулова А.С.

«Шаги к педагогическому мастерству» Тренинг для учителей

Участники: педагогический коллектив школы

Цель тренинга: стимулировать желание повышать свой профессиональный уровень, активизировать творческий потенциал каждого педагога; повышение самооценки и уверенности в себе и в своих знаниях; подбор оптимальной стратегии профессиональной деятельности; коррекция ложных ожиданий и типичных иллюзий относительно работы.

Задачи: помочь коллегам найти выход из любой ситуации; создать и укрепить имидж успешного специалиста; развивать умение краткой самопрезентации.

Девиз: «Понимать друг друга, уважать, прощать, любить»

Введение.

  1. Активизация внимания участников.

Ведущий читает стихотворение

Я педагог. Завидуй мне любой.

В миру – учителя всегда Пророки.

Им эта роль дарована судьбой,

Дабы не захлестнули их пороки.

Я педагог. И спрос всегда с меня

За все успехи и за все потери:

За поступь наступающего дня,

Что в будущее открывает двери.

  1. Уражнение «Знакомство»

Вед. Прежде чем начать работу, нам необходимо познакомиться. Каждый участник представляется словами :«Не хочу хвастаться, но я…»

Вот мы и узнали больше друг о друге

III. Мозговой штурм «Правила работы в группе»

— Для чего в нашей жизни необходимы различные правила?

— Правила необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды;

— не боялся стать объектом критики и насмешек;

— был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы.

Ведущий. Что бы вы еще предложили?

  1. Сообщение темы, цели, задач тренинга.

Ведущий. Цель нашего тренинга – сформировать уверенность в правильном выборе профессии, учиться действовать и общаться в коллективе, повышать свой профессиональный уровень.

  1. Упражнение «Ожидание»

Раздаются небольшие листы липкой бумаги.

Вед. Напишите, что вы ожидаете от тренинга.

Каждый участник презентует свои записи и прикрепляет их на плакате с изображением песочных часов.

Теоретический блок

«Самое важное условие успешной работы школы,- подчеркивал В.Сухомлинский, — это богатая, разносторонняя интеллектуальная жизнь педагогического коллектива, любознательность, интерес к новому в науке, постоянный интеллектуальный рост, усовершенствование».

Учитель выполняет огромную миссию. Он учит, вдохновляет,зажигает,наполняет смыслом жизни подрастающие поколения.

К личности учителя предъявляется много требований. Среди них можно выделить главные ( без которых невозможно стать высококвалифицированным учителем) и второстепенные ( соответствие которым не является обязательным для педагога, но делает его личностью, способной лучшим образом обучать и воспитывать другую личность). К главным требованиям принадлежат такие: любовь к детям, к педагогической деятельности; широкая эрудиция, педагогическая интуиция; высокий уровень общей культуры и морали, профессиональное владение различными методиками обучения и воспитания детей.

Добавочными являются коммуникабельность, артистичность, хороший вкус и др.

Настоящий учитель должен помнить, что основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам ученик, развитие его личности.

  1. Упражнение «Сказочный вернисаж»

Ведущ. Все мы родом из детства. И всегда с нежностью и любовью вспоминаем сказки, которые слушали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка – не просто самый популярный фольклорный жанр, это родник, который вдохновляет каждого творческого человека. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Каждая группа поочередно вынимает из шкатулки сверток с описанием всем известной сказки. Группа думает над ответом, потом зачитывает описание сказки и свой вариант ответа.

  1. Назовите сказку, в которой разные по своему социальному статусу герои занимали по очереди жилище, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в жилище не вернулся его предыдущий владелец. («Теремок»)
  2. Герой какой сказки постоянно выполняет прихоти своей жены? И как бы он не старался удовлетворить амбиции супруги, она каждый раз повышает уровень требований. В итоге супруги оказываются на начальном этапе удовлетворения собственных требований.

( «Сказка о золотой рыбке»)

  1. В какой известной сказке серая неприветливая личность совершает коварный план убийства двух персон, и только благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (« Красная Шапочка»)
  2. В какой сказке героиня постоянно и нагло наговаривала на тех, кто делал ей добро? А когда она, чтобы избежать наказания, незаконно овладела чужим жилищем, различные влиятельные личности пытались провести с ней работу по преодолению ее асоциального поведения. Удалось это лишь самому меньшему из всех участников конфликта.
  1. Назовите сказку, в которой повествуется о спортсмене, направляющемся на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, но финал – трагический. Проявив чрезмерно большую самоуверенность, он погибает.
  1. Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в различные образы ради своего возлюбленного. Но однажды нерассудительность и импульсивность в поведении привели к длительной разлуке влюбленных. Преодолевая разные преграды, они все-таки соединяют свои судьбы. ( «Царевна лягушка)»
Читать еще:  Тренинги для учителей групповая работа

VII. Упражнение «Портрет идеального учителя»

Работа в группах.

1-я группе дается задание создать портрет неудачливого и неуспешного учителя, указав на ошибки и причины такого положения.

2-я группа описывает учителя успешного и создает портрет с преимуществами, благодаря которым он стал успешным.

Каждая группа зачитывает и защищает своего учителя и свой список.

В конце мы выделяем, какие ошибки не следует допускать в своей работе, чтобы не стать плохим учитлем-специалистом, а чему надо учиться чтобы стать успешным педагогом.

Обсуждение.

Конечно, даже и у самого успешного педагога были и кризисы, и поражения, и те факты, которые загоняли его в глухой угол, но не тот учитель успешный, который не допускает ошибок, а тот, кто, сделав ошибку, не опускает рук, а, проанализировав их, смог принять и усовершенствовать их в своей творческой работе с детьми.

Не бойтесь делать ошибки, самое главное – умейте из них выносить для себя правильные выводы.

VIII. Упражнение «Решение педагогических ситуаций»

Вы начали вести урок, все дети успокоились, наступила тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Вы удивленно посмотрели на этого ученика. Он, смотря вам прямо в лицо, заявил: «Мне всегда смешно смотреть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете урок». Как вы отреагируете на это? Выберите и объясните правильный вариант из предложенных ниже.

  1. «Ну и дела!»
  2. «А отчего тебе смешно?»
  3. «Ты что, дурак?»
  4. «Люблю веселых людей»
  5. «Я рада, что создаю для тебя веселое настроение»
  6. Предложите свой вариант ответа

В начале урока или уже после того, как вы провели несколько занятий, ученик заявляет: «Я не думаю, что вы как педагог сможете нас чему-то научить».

  1. «Твое дело – учиться, а не учить учителя»
  2. «Таких, как ты, я , конечно, ничему не научу»
  3. «Может, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
  4. «Ты просто не хочешь учиться»
  5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь»

Один из учеников постоянно нарушает дисциплину. Наконец вы, не вытерпев, приказываете ему покинуть класс.

— А вы не имеете права выгонять меня из класса. Я не выйду,- заявляет ученик.

  1. Настаиваете на своем.
  2. Угрожаете, что класс оставите вы.
  3. Напоминаете ученику, что у него есть не только права, но и обязанности.
  4. Предложите ваш вариант.

IХ. Информационное сообщение.

Педагогическое мастерство учителя – это целеустремленное педагогическое влияние на ученика, который совершает ежеминутно, ежечасно каждый педагог своей личностью, манерой поведения, знанием, общением. Мастерство можно рассматривать как наивысший уровень педагогической деятельности, как проявление творческой активности.

Элементы педагогического мастерства:

  1. Широкая подготовленность, которая помогает определить педагогическую стратегию.
  2. Знание детской психологии.
  3. Знание технологии педагогического влияния на личность.
  4. Коммуникативные способности.
  5. Организаторские умения и навыки.
  6. Эмоциональная стабильность – способность владеть собой, сберечь контроль, независимо от тех причин, которые провоцируют эмоциональный срыв.
  7. Гуманистическая направленность, тоесть проявление способности видеть большое в небольших делах.
  8. Высокая духовная культура педагога как человека и гражданина.

Х. Упражнение «Рюкзак, мясорубка, корзина»

Вед. Вернемся к нашим ожиданиям. Я предлагаю листики с записями ваших ожиданий положить в рюкзак, если вы взяли из этого тренинга для себя что-то новое, в мясорубку – если вам нужно что-то обдумать, и выкинуть в корзину, если считаете, что ничего полезного вы не получили.

ХI. Упражнение «Рука дружбы»

Обведите на своем листе правую руку, подпишите свою фамилию и передайте по кругу своему соседу, где каждый напишет свое пожелание. Упражнение продолжайте до тех пор, пока «своя» рука не вернется к владельцу.

Вед. Наше занятие подошло к завершению. Благодарю всех за активное участие.

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

НА ТЕМУ: «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Слайд 1 (титульный)

1.Расширение знаний педагогов о методиках познания себя

2. Проверить навыки само презентации, уверенности в себе

3. Научить персонал навыкам самопрезентации

4. Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний.

1. Активизация процесса самопознания

2. Формирование навыков и умений представлять себя

3. Выявление сдерживающих факторов в комфортном общении педагогов и специалистов в коллективе

4. Стимулирование педагогов к саморазвитию, самораскрытию, самоменеджменту .

Тип проекта: групповая диагностика

Методы: игра, тестирование, рефлексия

Материал: мультимедиа с презентацией «кокология» и видео ролики, карточки для ответов, ручки .

Слайд 1 (титульный)

Ход мероприятия:

Добрый день уважаемые коллеги. В рамках Педагогического Совета, мы с вами проведем мини-тренинг на тему: «Познания себя».

Слайд 2: цели и задачи.

Слайд 3-4

Я предлагаю Вам сегодня продиагностировать себя. С этой целью на первом этапе нашей встречи, предлагаю методику «Кокология».

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал сновидения королевской дорогой к бессознательному. Создатели забавной психологической игры – «кокологии» утверждают, что их изобретение также способно помочь нам проникнуть в тайны собственного подсознания и узнать о себе много нового и неожиданного. И, в отличие от психоанализа, свой кокологический «диагноз» вы узнаете за 2-3 минуты.

Кокология (от японского kokoro – «душа», «чувство», «внутренний мир» — популярная психологическая игра, создателями которой являются профессор психологии Исаму Сайто (Университет Риссё) и телепродюсер Тадахико Нагао. В ее арсенале – ряд ситуативных тестов, предлагающих человеку, подключив воображение, ответить на определенные вопросы, дорисовать картинку, выбрать из предлагаемых вариантов тот, который больше по душе, представить и описать ту или иную ситуацию. В итоге, дав ответ на невинный, казалось бы, не имеющий к нам никакого отношения вопрос, и получив интерпретацию ответа, мы зачастую узнаем о себе немало интересного[1].

Кокология — это игра, основанная на науке психологии, но ее веселый и легкий подход дает возможность любому ощутить и насладиться миром сознания. Кокология также работает и как инструмент общения. У многих людей словосочетание психологический тест вызывает в сознании мрачные или пугающие картины. Я сама психолог, но даже я не люблю использовать этот термин. А вот психологические игры делают тот же самый процесс открытия интересным и забавным. Люди чувствуют для себя гораздо меньше угрозы, если воспринимают подобного рода опыт, всего лишь как форму игры [1].

В Кокологии можно не соглашаться с интерпретацией ответа на вопрос теста, если она звучит нелепо или невероятно, — в этом и заключается доля занимательности. Но я думаю, что чаще всего вас будет удивлять, насколько точно ответы отражают истинный характер людей, в том числе и ваш собственный. Это делает игру отличным способом преодоления непонимания между друзьями и любовниками, что сблизит вас и поможет лучше понять друг друга, позволяющим начать говорить на темы, которые при других обстоятельствах были бы слишком сложными, щекотливыми или даже запретными.

Я старалась сделать Кокологию как можно более развлекательной, при этом оставаясь верной принципам психологической науки. Я надеюсь, что вы получите удовольствие от времени, проведенного за этой игрой, и почувствуете, что узнали что-то о себе и других людях, являющихся частью вашей жизни.

Слайд 5

Подсказки к игре:

1.Говорите первое, что приходит вам в голову.

Игра лучше всего работает тогда, когда вы не колеблетесь и не мучаетесь, подбирая слова. Нет правильных или неправильных ответов, поэтому просто расслабьтесь и говорите всё, что приходит вам в голову.

2. Не пытайтесь предугадывать ответы.

Это естественно — стараться перехитрить того, кто ведет опрос, или пытаться догадаться, каков же скрытый смысл вопроса. Но чему вы научитесь в этом случае?

3. Будьте честным с самим собой.

Кокология может быть просто игрой, но, как всякая игра, она может научить вас чему-то, если вы, конечно, этого захотите. Не бойтесь принимать правду, когда наружу выступает какой-то незначительный ваш недостаток.

Слайд 6

4. Будьте готовы.

Некоторые из заданий потребуют от вас написать что-то или нарисовать картинку.

5. Не забегайте вперед.

Этот совет дополняет совет не пытаться угадывать ответы. Почему бы не расслабиться и не пережить несколько сюрпризов? Неужели вам доставляет такое уж удовольствие возможность сказать: «А, я знал это с самого начала»?

6. Наблюдайте за реакцией людей (включая и свою собственную).

Интерпретации сценариев — это всего лишь отправная точка для того, чтобы узнать больше о себе и других. Иногда более поучительно (и занимательно) смотреть, как кто-нибудь реагирует на ответ, который оказался не совсем точным, чем прочесть интерпретацию, которая попадает прямо в точку.

Слайд 7

7. Сохраняйте свое сознание открытым.

В Кокологии, как и в жизни, важно видеть вещи в перспективе. Не существует правильных ответов, как не существует единственно возможного способа интерпретации какой-либо ситуации.

I часть

Педагог-психолог : Итак, первое задание.

Слайд 8 -9

Задание 1. «САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ»

Существует несколько обычных предметов, которые люди кладут в свои карманы или сумки практически всегда, когда выходят из дому: бумажник, ключи, удостоверение личности и кредитные карточки.

Содержимое наших сумок похоже на содержимое наших голов; все мы носим множество одинаковых вещей, но в каждой сумке всегда есть нечто такое, что делает ее уникальной.

Слайд 10

Вы готовитесь к предстоящему дню и собираете свои вещи. Кроме самых необходимых вещей, что из перечисленных ниже вещей вы хотели бы взять с собой? (картинки –мультимедиа).

Слайд 11

1. Ваш ежедневник или адресную книгу.

Слайд 12

2. Лак для волос или мусс.

Слайд 13

3. Счастливый талисман.

Слайд 14

4. Конфеты или жевательную резинку.

Слайд 15: Выбрали?

Педагоги работают (записывают ответы).

Педагог-психолог : Интерпретация результатов. По желанию педагогов обсуждение (согласие/не согласие с интерпетацией).

Слайд 16

Задание 2 . Тест «НА ЯРМАРКЕ»

А теперь, давайте поговорим о таком ценном качестве, как умение себя подать. Или, о самопрезентации. Ведь способность себя достойно преподнести, толково рассказать о себе и своих талантах порой не менее важна, чем наличие у нас этих самых талантов.

Приходилось ли вам видеть, как порой преображается невзрачный, самый обыкновенный с виду человек, стоит ему лишь заговорить? Еще вчера вы прошли бы мимо него по улице, не заметив, а сегодня он кажется вам таким интересным, обаятельным, наполненным внутренним светом. А бывает: вроде и красавица, и выглядит хорошо, и есть в ней даже некий налет загадочность. Но стоит ей открыть рот, как очень быстро выясняется, что поговорить то с ней и не о чем.

Люди по разным причинам не умеют себя преподнести. И, кстати, не всем из них нечего сказать! Кому-то мешает излишняя скромность и неуверенность в себе, кто-то просто по природе своей молчун, хотя обладает глубокими знаниями, а кто-то считает: «Я такая, какая я есть и не обязана ни под кого подстраиваться – «сами предложат, сами все дадут»».

Но, как-бы то ни было, все мы живем в социальном мире. И умение подать себя — как при собеседовании на работу, так и в беседе с симпатичными вам людьми – очень важно. И главное, этому навыку можно научиться. Нужно только захотеть. А первым делом – разобраться в себе. Надеюсь, что тест вам в этом немного поможет.

Слайд 17-18

Представьте себе… что вы оказались на шумной ярмарке народных ремесел. Вдоль аллей летнего парка выросли шатры, где мастера раскладывают свой товар, а праздно прогуливающиеся отдыхающие с интересом поглядывают на искусные изделия и подумывают – не купить ли что-нибудь?

Да, посмотреть здесь есть на что, ведь все эти милые вещицы сделаны своими руками, и ни одна из них не похожа на другую. Тут и деревянные детские игрушки, и тончайшие кружева, и резные шкатулки. Какие-то изделия выполнены более изящно, какие-то – менее, а если подольше побродить вдоль торговых рядов и повнимательнее оглядеться вокруг, можно встретить и настоящее произведение искусства!

Слайд 19-20-21

А теперь вообразите, что вы находитесь в этом городе мастеров вовсе не в качестве покупателя, а в качестве продавца, желающего повыгоднее продать свой товар. Это – эксклюзивные ювелирные украшения: сделанные вашими собственными руками серьги, бусы и браслеты. Представили? Тогда предлагаю ответить на несколько вопросов (ответы записать в карточках). Удачи!

Слайд 22

1) Насколько богат ваш ассортимент? Как много видов браслетов, сережек и бус вы выложили на прилавок?

2) Человек подходит к вашей торговой точке, некоторое время посмотрев отходит, так ничего и не купив. Что вы при этом думаете?

Читать еще:  Этапы проведения тренинга

3) Еще один потенциальный покупатель заинтересовался вашими украшениями. Он берет в руки одно из них и внимательно рассматривает.

Пожалуй, это лучший экземпляр в вашей коллекции. Какими словами вы будете убеждать этого человека сделать покупку?

4) Наступил вечер, парк закрывается, пора и вам сворачивать торговлю. Каким был объем ваших продаж? Много ли вы сумели заработать?

Педагог-психолог : интерпретация результатов.

I I часть

При помощи видеороликов проводятся тесты.

1.Тест «Выбери Яблоки»

Определение типа и особенностей характера

2. Тест «Выбери кресло» [2].

Познание самого себя на уровне бессознательного.

Слайд 23

Надеюсь, наш мини-тренинг, дал вам информацию о себе. Уверена, что такие встречи будут Вам интересны. И в завершении хочу рассказать Вам притчу.

Слайд 24

Притча:

Жалобы

Американская поэтесса Майя Ангелу рассказывала следующий случай из своей жизни: Я выросла у бабушки.

У нее была привычка: когда в ее магазин приходил человек, который любил жаловаться и причитать, она звала меня и говорила с видом заговорщика: «Подойди ко мне, деточка».

Затем она спрашивала клиента: «Как дела, брат Томас?», тот отвечал: «Сегодня не очень, сестра Хендерсон. Так жарко! Я ненавижу эту летнюю жару. Я от нее заболеваю. Эта погода меня убивает».

Моя бабушка стоически выдерживала все это, скрестив руки на груди, бормоча «Да-да» и посматривая на меня — слышу ли я эти жалобы?

Затем пришла женщина: «Я ненавижу пахать. Земля такая жесткая, а мулы, такие глупые. Я умру от этой работы. Я никогда с ней не справлюсь. Мои руки и ноги стерты до крови, в глаза и в нос попал песок. Я этого больше не выдержу!»

А бабушка говорила: «Да-да», смотрела на меня и кивала. Но как только женщина покинула магазин, бабушка приказала мне встать перед ней. И сказала то, что говорила уже тысячу раз: «Девочка, ты слышала, как жаловались брат: «Слишком жарко» и сестра: «Много дел»?»

Я кивала, а бабушка продолжала: «Девочка, во всем мире люди вечером ложатся спать — бедные и богатые, молодые и старые, белые и черные. Многие из них никогда не проснутся. Они хотели бы встать утром, но их кровати стали гробами, а их одеяла — саванами. Эти мертвецы отдали бы все за пять минут жары и десять минут пахоты в пыли и грязи.

Поэтому остерегайся жаловаться и причитать. Если тебе не нравится делать что-то одно, делай другое. Если ты не можешь чего-то изменить, измени свои мысли об этом. Но не жалуйся!»

У каждого человека в жизни есть только мгновения, когда он абсолютно открыт и готов воспринимать что-то действительно важное. И моя бабушка обращалась ко мне именно в такие моменты. Жаловаться не только глупо, но и опасно [3] .

БЕРИГИТЕ СЕБЯ И ЦЕНИТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ.

Психологический тренинг для учителей

Психологический тренинг для педагогов «Берегу себя и других»

Задачи:

  • создать атмосферу доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.
  • развить у педагогов коммуникативные умения;
  • сформировать навыки позитивного самовосприятия;
  • научиться распределять свою психическую энергию, расширить диапазон способов эффективной саморегуляции.

Оптимальная группа состоит из 12–17 человек.

Тренинг проводится в течение 1,5-2 часов в довольно просторном помещении с наличием стульев по числу участников.

Материалы и оборудование:

  • листы бумаги формата А4;
  • ручки, цветные карандаши;
  • упаковка бумажных салфеток;
  • бланки с геометрическими фигурами.

1. Упражнение (вводное) «Мои ожидания»

Отправляясь куда-то в поездку, в гости, на концерт, мы подсознательно испытываем определенные ожидания от этого. Если что-то не оправдывается, мы чаще всего расстраиваемся. Мне, как ведущей, не хочется, чтобы вы испытали разочарование, поэтому предлагаю для начала мини-игру «Мои ожидания».

Вопросы:

1. Нравится мне или нет, что сейчас будет проходить это занятие.

2. Насколько активно я готова работать.

3. Что хочу получить в конце.

2. Разминка. Упражнение «Порядковый счет»

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры; тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого. И так далее по кругу, охватив всех участников тренинга.

3. Знакомство. Упражнение «Снежный ком»

Назвать свое имя и прилагательное к нему на первую букву имени. Каждый участник повторяет имена и прилагательные всех предыдущих. Действие происходит по часовой стрелке.

Правила группы

Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение. Чтобы оно было более эффективным, мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и других. Мы будем узнавать друг друга через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам:

  • «Здесь и теперь». Главное не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Главное для нас, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт, обретенный через «здесь и теперь», все, что происходит с группой в целом и с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.
  • Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан выкладывать все свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает «здесь и теперь», то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы. А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».
  • Правило «Я — высказываний» . Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…».
  • Правило уважения говорящего . Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.
  • Правило конфиденциальности . Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста.

5. Упражнение «Салфетки»

По кругу передается пачка салфеток. Ведущий объявляет, что каждый участник может взять то количество, которое считает нужным для себя. Когда салфетки будут разобраны всеми участниками группы, психолог просит пересчитать их и назвать столько позитивных фактов из своей биографии, сколько салфеток у них в руках.

6. Упражнение «Фигуры»

Написать свои положительные качества внутри каждой фигуры, изображенной на листе (приложение 1 ).

Интерпретация:

Прямоугольник – это качество придает устойчивость;

Овал – это качество нарисовано на лице;

Большой овал – это качество свойственно в наибольшей степени;

Прямоугольник со скругленными углами – это качество помогает сглаживать острые углы во взаимоотношениях;

Растянутый узкий овал – это качество растягивается во все сферы жизни;

Квадрат – это качество придает индивидуальность;

Вертикальный прямоугольник – это качество помогает расти;

Треугольник – качество, котороее вы применяете по-разному;

Круг – качество, придающее внутреннюю гармонию;

Шестиугольник – … На что похожа эта фигура? Какие ассоциации? Если алмаз, бриллиант – самое дорогое, ценное качество.

Комментарий: здесь можно порассуждать над тем, какое качество было написано первым, на какой фигуре возникли сложности, кто не заполнил одну или несколько фигур, почему и т.д.

7. Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

  • похожие черты;
  • противоположные черты;
  • какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
  • каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

8. Упражнение «Стратегии самопомощи»

Ведущий: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись — у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись — у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми».

Подумайте над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?» Ведущий просит каждого поделиться своим опытом с группой (т.е. способы самовосстановления).

Комментарии: существует 6-ти-канальный метод самовосстановления (разрядки):

Ч – чувства, эмоции (музыка, книги, все, что питает наши органы чувств)

У – ум (рефлексия, анализ, обдумывание, построение стратегии; подходит для рациональных людей)

В – вера (обращение к богу, совершение определенных манипуляций, обрядов; обращение к к-л философскому учению)

С – социум (любое взаимодействие, общение)

Т – тело (СПА, массаж, спорт, прогулки)

ВО – воображение (творчество, фантазирование, мечтательное планирование)

Конечно, все эти способы вам известны и вами применяются, но осознанное понимание того, что можно применить в наличной стрессовой ситуации, помогает гораздо быстрее и качественнее восстановиться.

Комментарий: после выполнения упражнения можно раздать педагогам памятки с профилактическими правилами на каждый день ( Приложение 2 ).

9. Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»

Участникам по кругу необходимо продолжить фразу, обращаясь к коллеге справа (так называемое «психологическое поглаживание»).

10. Рефлексия

Оценка своего настроения до и после работы в режиме тренинга всеми участниками. Что понравилось – не понравилось, что хочется сказать коллегам, ведущему.

Заключение

Важным преимуществом тренинговой работы является максимальное эмоциональное вовлечение участников в события. В основе лежит групповая работа, которая дает навык коллективных действий, развивает интуицию и воображение, учит осознавать свою и чужую роль, мобилизует умения и знания. Возникает феномен групповой сплоченности, которая притягивает участников друг к другу после тренинга, давая ресурс для реального внедрения наработанных результатов. Т.е. опосредованно решается задача по развитию педагогического коллектива.

Основными методами, применяемыми в данной работе, являются позитив-технологии, направленные на развитие позитивного мышления учителей. Это упражнения «Салфетки», «Фигуры», «Все равно ты молодец, потому что…», так как основная их цель — развитие навыков позитивного самовосприятия и передачи это другим.

Только когда в коллективе установилась атмосфера безопасности, психологу можно переходить к основным упражнениям, направленным на актуализацию внутренних ресурсов (упражнения «Фигуры», «Я – дома, я – на работе», «Стратегии самопомощи»). Такая работа должна проходить очень осторожно, поскольку предстоит встретиться с сопротивлением некоторых участников. Но необходимо дать им право на это сопротивление, уделить еще большее внимание и показать принятие.

Для успешной работы учителя необходимо, в первую очередь, позитивное отношение к самому себе, своей работе, владение способами саморегуляции психического состояния. В связи с этим в качестве мер профилактики синдрома эмоционального выгорания предлагается: непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, умение распознавать свои негативные эмоции, принять их и найти оптимальный способ их трансформации в позитивные. Чем больше различаются между собой «житейское» и «рабочее» состояние педагога, организация его профессиональной деятельности и обычная жизнь, тем более длинный путь профессионального развития он сумеет проделать и тем более качественным специалистом стать.

Предполагается, что психологическая поддержка школьных педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе школьного психолога. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым могут потом вырастать другие компоненты работы. Без такого фундамента все остальные воздействия психолога могут оказаться практически бесполезными, а в некоторых случаях вызвать неприятие и агрессию со стороны учителей.

Литература

  1. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
  2. Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. – М., 1982.
  3. Прохоров А.О. Психология самоуправления. – Казань, 1997.
  4. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, №6.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector